Записи с темой: Чарская (25)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Интересно, а мне одной кажется, что история с шайкой из серого дома в "Что было в сером доме" Чарской - это отсылка/аллюзия на "Приключения Оливера Твиста" и компанию Феджина?..

Но вот отсылка или аллюзия?..

@музыка: ??? - Инквизиция

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детская литература, Параллели, Диккенс, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А сегодня опять годовщина усыновления, на этот раз - сообщества с Дайри. "Сообщества, посвященного творчеству Л.Чарской" - charskaya.diary.ru/ . Ровно год назад его таки усыновили мной, я очень этого добивалась. Причина все та же - спам в сообществе. Ну что ж, спама там больше нет. Так-то оно не особо живое, хотя там и бывают комментарии. Когда-то там бывали интересные дискуссии и довольно много народа, но время то давно прошло (а еще до того моим чуть ли не первым действием на Дайри было извлечение сообщества из архива - там блоги и сообщества уходят в архив после полугода неактивности и извлекаются - точнее, извлекались, не знаю, как сейчас, - по отдельному запросу администрации). Теперь я туда таскаю посты из ВКонтакта и, как всегда, сомневаюсь в осмысленности этого.

@музыка: Тэм - Колыбельная врагу

@настроение: испуганное

@темы: Блоги, Книги, Ссылки, Даты, Фэндом, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Сегодня - 88 годовщина смерти Лидии Алексеевны Чарской, самой популярной детской писательницы предреволюционного периода (хотя она писала не только для детей и подростков). В Интернете встречается информация, что Чарская умерла в 1938 году, но судя по фото надгробия - все же в 1937. А родилась - в 1875 (хотя на этот счет есть тоже разногласия).

Наверное, вы это все и так знаете, но напомню, что первой ее книгой были "Записки институтки" (по легенде, написанные на основе дневников времен обучения в Павловском институте благородных девиц), более знаменитая (и, пожалуй, ставшая символом - во всяком случае, в литературе Чарская чаще упоминается в сочетании с "Княжной Джавахой" - вот хоть в "Кортике" Рыбакова) "Княжна Джаваха" - это приквел (были и сиквелы, сложившиеся в так называемый "Джаваховский цикл").

До революции произведения Чарской били все рекорды популярности в России, после революции Чарская была запрещена по идеологическим соображениям (хотя, если верить мемуарам, дети и подростки все же каким-то образом добывали дореволюционные издания ее книг, и им вполне нравилось), в "постперестройку" - с 1991 года - ее произведения начали вновь публиковаться, и хотя до былой популярности им далеко, некоторые произведения Чарской (жаль, что все одни и те же) довольно регулярно переиздаются (иногда под разными названиями встречается одно и то же произведение, иногда отредактированное, иногда нет), а "Записки маленькой гимназистки" (нет, это не то же, что "Записки институтки"), говорят, даже в школьную программу вошли - правда, в качестве внеклассного чтения (впрочем, может быть, с точки зрения удовольствия от чтения это даже лучше).

На Дайри существует сообщество, посвященное Чарской, - charskaya.diary.ru/ , и ВКонтакте - тоже ( vk.com/allcharskaya , vk.com/clublidiacharskaia ).

Помним и благодарны.

@музыка: Тэм - Баллада о темном менестреле

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Ссылки, Даты, СССР, Детская литература, Чарская, Фэндом,

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Этот год юбилейный не только для А.Н.Стругацкого, но и для Лидии Чарской (150 лет со дня рождения).

В честь этого события планируется в Москве посвященный ей вечер.

И вот я думаю - пойти туда или нет?.. С одной стороны, Чарскую читать я люблю. И сообщество про нее на Дайри поддерживаю (в основном - таская посты из аналогичного сообщества ВКонтакте). И вообще, там может быть интересно. С другой же - как справедливо замечено, "уби нил валес, иби нил велис". Да и место ли жабе в приличном обществе? Жаба выглядит несколько странно... Да и вообще, кто такая жаба, чтобы идти на этот вечер? Не специалист по Чарской, даже не хорошо разбирающийся фэн...

@музыка: Потаня - Альквалонде

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Фэндом, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот вчера день рождения (точнее говоря, регистрации, но что же еще может быть днем рождения сообщества? Хотя в графе "День рождения" значится 21 января, интересно, почему? У Чарской день рождения вроде бы 19/31 января) праздновало очередное усыновленное мной сообщество, на этот раз с Дайри - "Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской" ( charskaya.diary.ru/ ). Реально оно посвящено не только Чарской, но и другой старинной русской детской литературе.

Предыдущие владельцы покинули Дайри, так что владельцем сделали меня. Теперь в сообществе нет спама и оно каждый день получает по посту (их осмысленность - тех, что не утащены из братского сообщества ВКонтакте, - вопрос отдельный).

Теоретически, в нем 161 участник сообщества и 210 постоянных читателей, но сколько из тех дневников живых?.. Можно как-нибудь посчитать. А вот точное количество записей не указано, только количество страниц - 66, по 20 постов на странице...

Пожелаем сообществу долгой и насыщенной жизни!

@музыка: Виктор Карасев - Кровь и вино

@настроение: испуганное

@темы: Блоги, Книги, Ссылки, Даты, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот любопытно... У Бруштейн достаточно подробно описано, с каким трудом еврейский ребенок мог поступить в учебное заведение - отдельные, более сложные, экзамены, все такое (и уж не поэтому ли Любочку Зильберберг планируют обучать на дому?)... У Чарской в "Гимназистах" упоминается, что евреям было сложнее поступить в университет (про гимназию не сказано, но там уже выпускной класс описан; время определить сложно). Упоминается эта тема и у Катаева, где Нюся Коган не может поступить в гимназию (и это до 1905 года). А вот у Кассиля в "Кондуите и Швамбрании" тоже описано поступление еврейского ребенка в гимназию - но "на общих правах", без усложненного экзамена. Хотя вообще еврейская тема Кассилем периодически поднимается, хоть и вскользь.

Интересно, почему так? Потому что у Бруштейн время действия - где-то середина-конец 1890-х, а у Кассиля - где-то 1912-1913 годы, уже издан манифест 1917 октября, где, между прочим, упоминалось и о свободе совести, давление на "иноверцев" снизилось? Или в Покровске процентная норма все равно не выбиралась полностью? Или Кассиль просто не хотел заострять на этом внимания?

@музыка: Яри - "Полюбила Финиста, сиречь Ясна Сокола..."

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Детская литература, Чарская, Национальные и расовые проблемы, Кассиль, Бруштейн, Катаев

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот у Чарской "Порт-Артурский Вася" явно написан "по горячим следам", когда война либо еще шла, либо только что закончилась (причем неудачно для России). Но японцы далеко не все показываются там исчадиями ада (и даже просто плохими людьми). Какая разница с рассказами из сборника "Свои, не бойтесь!", где приличного немца нет как класса (даже те, кто до войны выглядел вроде бы приличным человеком, с началом войны показывают свое истинное нутро).

Интересно, почему так?.. Или дело в том, что "Порт-Артурский Вася" все же детское произведение, а сборник - скорее, для взрослых? Но и в детских произведениях про Первую мировую войну (тот же "Наташин дневник") положительных немцев не найти...

@музыка: Тин Хантер - Время (Торопыгам)

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детская литература, Чарская, Национальные и расовые проблемы

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а вот насколько художественные вкусы Чарской совпадают с художественными вкусами персонажей?.. Вот, скажем, Дуня восхищается комнатой Павлы Артемьевны ("Какая красивая комната!
Обе девочки попали сюда впервые. По странному капризу Павлы Артемьевны ее "квартиру", как назывались крошечные помещения надзирательниц на языке приюток, убирала любимица Пашки Женя Памфилова. Стрижкам никогда не приходилось заглядывать сюда. Вот почему широко раскрытыми, блестящими любопытством и восхищением глазами Дорушка и Дуня впились в непривычную для них обстановку.
Зеленый пушистый ковер, похожий на травку весною, покрывал больше трети комнаты. Мягкая оливкового цвета мебель, широкое зеркало в простенке двух окон, скрытых под белыми тюлевыми занавесками, туалет из зеленого крепона с плюшем, за красиво расписанными по молочному фону ширмами кровать, похожая на большого сверкающего лебедя своей нежной белизной… Еще столик, и еще, в одном углу и в другом… А там, на подзеркальнике и этажерках, целая выставка красивых безделушек… Тут и гипсовые статуйки, и вазочки из фарфора, и изящные изделия из бронзы.
На стенах картины и портреты. Глаза у девочек разбегались во все стороны при виде всей этой непостижимой для них роскоши.
- Гляди! Гляди! - исступленно зашептала вдруг Дорушка и протянула вперед свой маленький указательный палец.
- Ах!
Дуня поднялась для чего-то на цыпочки и замерла от восторга. Прямо против нее на высокой тумбочке стояла прелестная, закинутая назад головка какой-то красавицы из зеленого, крашеного гипса. Прелестный точеный носик, полуоткрытые губки, сонной негой подернутые глаза, все это непонятно взволновало девочку своим красивым видом.
Зеленая статуэтка, казалось, улыбалась Дуне. Ее суженные глаза и запрокинутая назад головка влекли к себе девочку.") - а что о таком убранстве думает Чарская? Оно ей кажется безвкусным или, наоборот, красивым? Наде нравится убранство ее комнаты у Поярцевой - а Чарской?..

Кого характеризуют эти описания - героев или и Чарскую?..

@музыка: Фирнвен и Кеменкири - Снег

@настроение: испуганное

@темы: Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Какое-то время назад я писала, что мной усыновили очередное сообщество, на этот раз на Дайри - "Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской". Предыдущие владельцы сообщества перебрались ВКонтакте, завели там сообщество "Все о Лидии Чарской" и регулярно туда постят посты. А я эти посты таскаю на Дайри. Вроде бы всем хорошо. Но в последнее время ВКонтакте, видимо, нехватка идей, про что бы написать, и они перешли от поста раз в день к посту раз в два дня. Соответственно, учитывая мою любовь к красивому календарю (чтобы по посту раз в день) мне через день надо придумывать оригинальный пост. Причем надо еще учитывать, что с комментариями на Дайри, как и везде в моих сообществах, не то чтобы хорошо. Я понимаю, это сугубо мои проблемы и результат именно моей деятельности - ну не могу я придумать ничего, интересного народу для обсуждения, - но, тем не менее, рассчитывать на активность общественности тоже не приходится.

И таки что делать? Пытаться выжать из себя бессмысленные посты или махнуть рукой на красивый календарь и таскать из ВКонтакте через день?..

@музыка: Фирнвен - "В списках не значится"

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Фэндом, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
О, сегодня День филолога! Пусть только в России (интересно, а когда Всемирный или Международный? Или нет такого?).

Я, конечно, филолог только на половину, причем на худшую (лучшая отсутствует), да и посты о книгах абсолютно забросила, но все равно приятно.

Кстати, вы замечали, что периодически Чарская, подозреваю, сама не желая этого, обличает Российскую империю не хуже советских авторов?.. Взять ту же Поярцеву и отношение к ней со стороны остальных (я не ее приживалок имею в виду), к примеру, или там метаморфозу Наташи в "Приютках", да и мать Нан там же... Правда, у нее, у Чарской, всегда есть "положительное противопоставление" обличаемому. Но ведь и у советских авторов оно есть. И воспевание "честной бедности" - оно сюда же.

@музыка: Филигон - Последний волшебник

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Даты, Филологическое, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Преамбула:

"Лев Толстой уже в немолодом возрасте говорил: «Какое-то новое слово „бой“, раньше говорили „сражение“». Но Толстой ошибался: «Бородинский бой» встречается еще у Лермонтова — просто в официальном языке это слово использовалось реже, чем «сражение» или «дело».

Действительно, носителям языка часто кажется, что какое-то слово появилось или получило новое значение «вот только что», хотя на самом деле это совсем не так. Знаменитый пример такого ошибочного суждения Чуковский цитирует в своей книге «Живой как жизнь»:

«— Представьте себе, — говорил он [юрист Анатолий Кони], хватаясь за сердце, — иду я сего­дня по Спасской и слышу: „Он обязательно набьет тебе морду!“ Как вам это нравится? Человек сообщает другому, что кто-то любезно поколо­тит его!
— Но ведь слово обязательно уже не значит любезно, — пробовал я возразить, но Анатолий Федорович стоял на своем.
Между тем нынче во всем Советском Союзе уже не найдешь челове­ка, для которого обязательно значило бы любезно».

Если заглянуть в Национальный корпус русского языка, можно обнаружить, что слово «обязательно» использовалось в значении «непременно» еще до рож­дения Кони (например, в катехизисе митрополита Филарета 1823 года предпи­сывается исповедоваться «обязательно раз в год»). С середины XIX века это значение встречается все чаще: например, его то и дело использует Салтыков-Щедрин и многие другие писатели. «Обязательно» в смысле «непременно» часто встречается и в законодательных актах, а также в материалах судебных дел, с которыми почти наверняка был знаком юрист Кони. Поэтому в первые послереволюционные годы это никак не могло быть абсолютной новостью.

В середине XIX века все еще встречаются реплики вроде «это не обязательно» (в смысле «это нелюбезно с вашей стороны»), а ученые благодарят коллег, «обязательно предоставивших» автору тот или иной материал. С 1880-х годов это значение начинает уходить из языка. По-видимому, явное исчезновение значения «любезно» (а не мнимое появление значения «непременно») и спро­воцировало реакцию Кони." (отсюда: arzamas.academy/micro/slovo/3 )

Суть:

Забавно, что у Чарской в "Волшебной сказке" встречаются оба значения:

"- Вы пришли как раз в то время, m-lle Надин, - _обязательно_ пояснила Наде ее соседка княжна Ася Ратмирова, - когда Никс только что рассказывал нам про свою поездку ночью в гондоле по венецианским каналам. Это так очаровательно!" (тут, как мы видим, оно явно значит "любезно").

"- Перестаньте! Это же право смешно, Надя! Неужели тебе хочется обязательно выставить себя в таком смешном виде?… - напоминает ей с другой стороны Софи тихим, чуть слышным шепотом." (а тут - явно "непременно").

Любопытно, что написана повесть в 1915 году.

@музыка: Дракон - Тропа судьбы

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Ссылки, Русский язык, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, почему все же Наташа Румянцева из "Приюток" "имеет право" (т.е. не карается) на скачок по социальной лестнице (дочь кучера, удочерена княгиней)?Потому ли, что она не главная героиня? С другой стороны, если подумать, а уж так ли не карается?.. Да, у нее внешне все хорошо - гимназия, наряды, балы. Но если сравнить ее стремления и разговоры - в приюте она стремилась к чему-то высокому, доброму, служению другим. А теперь разговоры только о нарядах да обществе... Не кара ли такое духовное падение с точки зрения Чарской?

@музыка: Легенда о принце - Любовь и меч

@настроение: испуганное

@темы: Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, это мне кажется, или во всех произведениях Чарской у главных героев нет полной семьи (с отцом и матерью)? Они либо замещены бабушками, дедушками, тетями, приемной семьей и т.д., либо вообще отсутствуют. Только отец или только мать - такое есть, да (и то случается, что недолго по ходу произведения). А вот чтобы оба родителя сразу - только у второстепенных персонажей.

Только "Генеральская дочка" стоит особняком - там у Муры отец и мать есть. Зато у Доси нет никого.

@музыка: Екатерина Болдырева - "Теперь в Арканаре не то, что полвека назад..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а когда Н.Кальма описывала Гнездо грачей, она вспоминала "Джаваховское гнездо"?.. Или идея назвать приют/школу-интернат гнездом и так лежит на поверхности?..

@музыка: Ангмариэль - "Серебрилась гавань парусами..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детская литература, Параллели, Чарская, Советская литература, Кальма

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот у Чарской иногда мелькает такая тема... Безбрачия. Казалось бы, по всем законам жанра Ия должна выйти за отца Славушки - а нет, тот в благодарность ограничивается только выплатой ей денежной суммы, достаточной для безбедной жизни с сестрой и матерью. То же Нина Бек-Измаил в "Джаваховском цикле" - князь Андро предлагает ей руку и сердце, но она отказывается, считая своим долгом продолжать воспитание детей "джаваховского гнезда".

Это убеждение, что женщина способна быть счастлива не только в браке, или предубеждение против неравных браков (а браки были бы неравны - что по богатству - Ия небогата, в отличие от отца Славушки, что по происхождению - князь и дочь горцев, хоть и названая княжна Джаваха)?..

@музыка: Михаил Анчаров - Баллада о мечтах

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вчера мной усыновили очередное сообщество - на Дайри. Сообщество, посвященное творчеству Л.Чарской - charskaya.diary.ru/ . В сущности, это было и не очень нужно - т.к. комментарии для анонимов там тоже закрыли и больше спама не будет, но теперь мне предстоит отыскать все пораженные спамом посты и почистить их. Дело небыстрое!

Жаль, что предыдущие владельцы ушли с Дайри и сообщество не очень живое.

@музыка: Алькор - RRR (Нападение рейдера)

@настроение: испуганное

@темы: Блоги, Книги, Ссылки, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, когда же Чарская, точнее, ее мироощущение, настоящая - в детских или во взрослых произведениях?..

@музыка: Вотинцевы - "На высоких башнях ветер..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, насколько отличаются по мироощущению детские/подростковые и взрослые произведения Чарской. И дело даже не в поднимаемых темах (понятно, что в произведениях для взрослых можно было говорить о более широком круге тем, нежели в детских/подростковых). А именно в мироощущении. В детских книгах все кончается хорошо (даже в "Люде Влассовской", где умирает Нина Джаваха, кончается-то чем? Приездом к Люде матери и брата), все препятствия преодолимы (пусть даже иногда с помощью "бога из машины"). Во взрослых все мрачно и беспросветно, и даже любовь (такая светлая, несущая счастье в книгах подростковых) - несет только страдания и смерть. Я уж не говорю о "военных" ее рассказах - сравните только "Наташин дневник" и сборник "Свои, не бойтесь!".

Или я подгоняю вопрос под ответ, и "не-беспросветные" взрослые произведения просто считаю подростковыми?..

@музыка: ??? - Клинок

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот кажется мне или нет, что у Чарской все восхищение монархом и обожание его приходится на Александра II (или III? Скорее III), Николаю II уже не достается? Даже там, где описаны институтки 20 века (та же "Волшебная сказка") обожание императора не упоминается. Просто речь об этом не заходит. Интересно, почему?.. Вот насчет военных повестей, правда, не скажу - не помню я их, а перечитывать как-то очень активно не хочется.

@музыка: Тэм - Песня Даэрона

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Детская литература, Чарская

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а мне кажется или нет, что книги Чарской какие-то вневременные? (Ну, не считая тех, которые про Первую мировую, естественно.) Там практически нет "примет времени", по которым можно определить, когда действие происходит... Разве что "герой Плевны" Влассовский и кавказская война с Шамилем упоминаются - только так и можно определить, что действие той же "Княжны Джавахи" - все же 19 век, а не начало 20...

Сравним хоть с трилогией Бруштейн - там тебе и смерть Александра III упоминается, и дело Дрейфуса, и смерть Виктории, и мултанское дело...

Или у Катаева - и броненосец "Потемкин", и русско-японская война, и смерть Толстого...

А у Чарской только по упоминанию автомобиля или аэропланов можно предположить, что "Волшебная сказка" и "Генеральская дочка" - это уже 20 век...

Ладно, можно предположить, что институтки жили в очень закрытом, замкнутом мире. Но ведь и там, где речь не об институте, то же самое.

Или я просто плохо знаю историю и примет времени не вижу?..

@музыка: Скади - Переправа

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Детская литература, Чарская, Советская литература, Бруштейн, Катаев