Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
("Ученички" - это "продолжатели" книг Стругацких, от названия сборников "Время учеников"; _профессиональные_ писатели; о фанфикописцах-любителях сейчас речь не идет).
Так вот, когда я на них смотрю, я почему-то вспоминаю психологический тест-не тест... Знаете, когда ребенку дают кукол и смотрят, _как_ он с ними играет. И делают выводы о проблемах (или их отсутствии) в _семье_. Заметьте, в семье этого ребенка, а не во всем мире!
Так вот, попытки "ученичков" приплести современность к Миру Полудня мне мучительно напоминают прохождение этого теста.
И все время кажется, что приплетается не реальность, а авторское представление о ней... (Ну, конечно, автор в книгах _всегда_ отображает не реальность, а свое представление о ней, как, впрочем, и читатели... и вообще все... ладно, философию я сдавала очень давно). Но почему "ученички" видят реальность в исключительно _мрачных_ красках?..
А еще бывает "обличение". Не реальности уже, а собственно Мира Полудня. И что отвратительнее - я и не знаю.
Так вот подумаешь-подумаешь, и поймешь, что фанфикописцы-любители - еще не самое большое зло. Они, бывает, уродуют характеры... (да, пейринг Зеф/Вепрь меня очень метко уронил со стула). Но хотя бы не уродуют мир!
Сами-знаете-кто, заходите в гости! Вы же хотели обсуждать!
Так вот, когда я на них смотрю, я почему-то вспоминаю психологический тест-не тест... Знаете, когда ребенку дают кукол и смотрят, _как_ он с ними играет. И делают выводы о проблемах (или их отсутствии) в _семье_. Заметьте, в семье этого ребенка, а не во всем мире!
Так вот, попытки "ученичков" приплести современность к Миру Полудня мне мучительно напоминают прохождение этого теста.
И все время кажется, что приплетается не реальность, а авторское представление о ней... (Ну, конечно, автор в книгах _всегда_ отображает не реальность, а свое представление о ней, как, впрочем, и читатели... и вообще все... ладно, философию я сдавала очень давно). Но почему "ученички" видят реальность в исключительно _мрачных_ красках?..
А еще бывает "обличение". Не реальности уже, а собственно Мира Полудня. И что отвратительнее - я и не знаю.
Так вот подумаешь-подумаешь, и поймешь, что фанфикописцы-любители - еще не самое большое зло. Они, бывает, уродуют характеры... (да, пейринг Зеф/Вепрь меня очень метко уронил со стула). Но хотя бы не уродуют мир!
Сами-знаете-кто, заходите в гости! Вы же хотели обсуждать!
фанфиковпродолжений), а по более серьезной книге. Сколько бы бло воплей о примитивизме?Ну а осуждение Мира Полудня (причем с вполне наших позиций) - это вообще за гранью. Знаете, посидев и поскрипев мозгами, можно очень красиво и логично доказать, что на самом деле МП - рабовладельческий строй и с Арканара да Гиганды вывозили рабов для заводов, точно так же, как из любой книги можно сделать ее противоположность. Можно и из Пеппи-Длинный чулок сделать юную маньячку.
А самое противное, что эту переделку, то есть разоблачение, воспримут на ура. Вот как оно все было, и никаких вам светлых идеалов. Черт, в мире хватает хороших антиутопий, тот же Оруэлл, зачем все переделывать под него?
Весьма мрачно, в стиле Вершинина...
Зато можно обвинить в пессимизме... Я бы на такое обвинение обиделась сильнее!
Боюсь, сейчас это слишком мало у кого получится. Нет, я могу допустить, что, к примеру, Раткевич на это вполне способна! Или Дяченко. Но им интереснее писать _свое_... А "основная масса" уже не умеет _так видеть_. Увы. Что, кстати говоря, мы видим на примере экранизаций. Вот возьмем, скажем, тот же германовский сценарий. (А лучше его не брать. Для душевного здоровья и равновесия полезнее). Или "Обитаемый остров". Или "Трудно быть богом" (тот, что совместный)...
Думаешь, авторы полагают, что написать, продолжая не только букву, но и дух произведений, - это примитивно? (Я всегда себя полагала очень примитивным существом. Была права! Только написать все равно не могу). Хотя светлая вещь... светлая вещь... Более-менее неплох Савеличев с его "Возлюби дальнего". Формально это не "ученичок" (ибо во "Времени учеников не публиковался), но вполне терпимо.
Ты будешь долго смеяться. Про рабов и заводы уже написал Налбандян ("Возвращение в Арканар"; единственный, на моей памяти, текст, о котором БНС отозвался не очень одобрительно. Учитывая то, что он о всех произведениях "Времени учеников" отзывался вполне доброжелательно - это надо уметь довести человека! Налбандян сумел. Кстати, это произведение интересно "аллюзиями на современность" - в качестве примера. Еще кстати - интересно, что БНС говорил о М.Харитонове?)
А переделывать - "по привычке". Знаешь, по принципу "а чо он такой, лучше всех, что ли?!"
Над "Парнем из преисподней" издевался Успенский... Лукьяненко - над "ПНВС". И над Миром Полудня в целом. Хотя, конечно, одно крестоцветное от другого по содержанию сахаров не отличается.
А вообще я считаю такие вещи форменным свинством. Если ты назвался учеником, имей уважение к учителю. Не надо изгаживать его произведения. Оставь читателям светлый Мир Полудня - читатели его любят. Если этот мир для тебя слишком сладкий, зачем ты вообще туда пришел?
Кстати говоря, ввести современные реалии в проиведения Стругацких можно было бы и по-другому. Например, Прогрессор, вышедший на контакт с нашей Землей (записать ее в параллельные миры). И вот человек Мира Полудня размышляет: рассказывать нам, что в цивилизованных мирах происходит или рано? Оставить нас как есть или начать спасать, не то ж доиграемся с атомной бомбой?
Если ты назвался учеником, имей уважение к учителю. Не надо изгаживать его произведения. Оставь читателям светлый Мир Полудня - читатели его любят. Если этот мир для тебя слишком сладкий, зачем ты вообще туда пришел? - вот это для меня "загадка века". В прямом смысле. В тех же сборниках "Время учеников" _все_ авторы прочувствованно говорили о том, как любят произведения АБС. И на следующей же странице...
А вообще - вводить современные реалии надо _уметь_. Вот АБС - умели. Но у них - возможно, за счет именно что "смешения" (не только Рэба, но и серые штурмовики) - произведения получались... "широкого охвата". Т.е., к примеру, американец вполне мог читать тот же "Обитаемый остров", не говоря себе: "А, это очередное разоблачение СССР! Посмотрим, что эти написали!"
Химера... Опять же рецепт простой: _уметь надо!_. Вот у тех же Дяченко в "Ритуале" "вывернута наизнанку" легенда о драконе, девушке и спасителе. А здорово получилось!
Т.е., как мне кажется, чем шире возможное прочтение аллюзии - тем лучше.
Кстати говоря, о садистах-эльфах и добрых орках. Тут ведь, на самом деле, _два_ направления: о "садистах-эльфах" (что мы наблюдаем, к примеру, у "ученичков") и о "добрых орках" ("Черная книга Арды", "Отражение Х"...). Иногда удается их "развести" и показать доброту орков саму по себе, а не за счет садизма эльфов. А иногда - увы, нет...
А, так"перевертыш" они воспринимают как "знак достижения мастерства"? Мол, если уж пришло это в голову и могу разработать (хоть как-то) - то я крут как не знаю кто?
А потом оригинальным станет именно "классическое" толкование?..
Увы мне! Перепутал... Давно читал - хватило одного раза, больше не хочу.
Хотя и после "продолжения" "Понедельника..." осталось тяжёлое ощущение от забытых дублей...
Зато будет глючно!
Когда станет модным писать о чистоте и красоте, будет хорошо... Поскорей бы!
Да, это, пожалуй, почти у всех "ученичков" общее - стремление "откапывать" что-то, может, и интересное - но исключительно беспросветное... (хотя у меня есть еще пара идей про дублей, что называется - переплюнем по мрачности Лукьяненко!)
? Не помню...
Может быть и не стал читать.
Только собственно от Стругацких, от Мира Полудня - там одни названия, как мне кажется...
А вот "цурэновские сонеты" у Налбандяна, кстати говоря, неплохи...
Кто?...
издеваетсяпеределывает классические сюжеты. Про тех же драконов, принцесс и рыцырей.Не читала... Спасибо, при встрече посмотрю!
УПД:
Поцеловал Принц Принцессу, а она девушка впечатлительная, деликатная, ах! - и в обморок. Её уж и трясли, и тормошили - не просыпается. Спасибо, какая-то старушка догадалась веретеном уколоть, а то так и провалялась бы в коме сто лет.(с)Бормор