Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Полгода назад, 18 мая этого года не стало Романа Щипана (1962-2021), Тигры, известного кому-то по работе в «Летящем Зиланте», кому-то - по клубу "Молодость", кому-то по ЖЖ sigma-tiger ( sigma-tiger.livejournal.com ) кому-то - по помощи с компьютерами и вообще, а вот кому-то не повезло и он с Романом был совсем незнаком...
Чуда не случилось – борьба с болезнью была проиграна.
И теперь мне бы хотелось рассказать о том, каким он был. Редактором, писателем, участником литературного клуба «Молодость», ролевиком. Как он замечательно умел понимать близких и друзей (даже если ему самому затея была не очень близка), как на него всегда можно было положиться, как он всегда был готов помочь (кировские знакомые не дадут соврать)… Поймите меня правильно, я не утверждаю, что он поддержал бы _всякую_ инициативу (какое-нибудь участие в неонацистском, скажем, движении, вероятно, переполнило бы чашу даже его выдержки и понимания), но так сложилось, что в его круге общения особо не было ничего _такого_... Впрочем, вероятно, _такое_ просто покидало круг общения.
Как он был терпелив – даже в последние свои дни. Как он замечательно держался, узнав о своем диагнозе – с самого начала и до конца (может быть, поэтому конец был так неожиданен). Теоретически, близкие должны были его поддерживать, но вместо этого их поддерживал он.
Как он однажды взял с улицы котенка («редкой породы – вятская волосатая… или кировская камуфляжная…») – и заботился о нем. Как был к нему привязан. И как, когда понял, что не может больше за ним ухаживать, не стал перекладывать проблему на помощников, а сумел его отдать в добрые руки (Котангенс и учительница математики, говорят, хорошо подошли друг другу).
Как умел находить хоть что-то хорошее во всех рукописях, что ему приходилось читать – и как редактору, и как участнику кировского литературного клуба «Молодость». Хотя и недостатки он тоже замечал – но всегда советовал, как их исправить.
Как он работал над своими произведениями, старательно доводя их до ума и до близости к идеалу. Как был строг к себе – куда строже, чем к остальным. Пародии он писал, конечно – но и на себя тоже. (Да и то, по-моему, это не столько пародии, сколько размышления на предложенную тему.)
Как он умел вживаться в роль на ролевых играх (и органично использовать свои пожизневые знания). Возможно, кто-то помнит подмостовного тролля с «линдгреновки» (кошмар, сколько лет прошло…) или еврея-ростовщика с «робингудовки» от Фирнвен, гремлина Криворучко с «Понедельника…» от «Лестницы в небо»… Наилучшим образом иллюстрирует его характер следующая история: еврейка-жена (по игре… по жизни тоже, но речь не о том) ростовщика похищена христианином-рыцарем. Потом возвращается и говорит, что все в порядке, она не обесчещена, а с похитителем они теперь брат с сестрой. На что ростовщик-Роман замечает лишь, что рыцарь хорошо устроился: как ему, ростовщику, теперь брать процент с брата жены?.. Ни малейшего оскорбления недоверием, никакого выступления на тему «ты что, с ума сошла, он же гой…». Это при том, что раньше-то он жену выручить пытался и даже уже задумался об использовании очень вовремя отданного в заклад кинжала. И кажется мне, что и в реале реакция была бы похожей – не от равнодушия, но от доверия близким. От принятия.
Роман был лауреатом премии А.С.Грина (1995), конкурса микрорассказов на Зилантконе-2017 (с рассказом:
«Покрутить Вселенную? Так все творцы крутили…
Покрутить электрон? Так кто ж увидит…
Покручу-ка мозги… Вот это круто!»).
После него остались сайт shchipan.narod.ru/ , сборник стихов «Собачья роза» (disk.yandex.ru/d/3ozJ3OzNmQwFXg ) - издан и на бумаге, но микротиражом в 200 экземпляров, неформатная (за что и не была предложена ни в одно издательство) повесть «Пятая власть» ( disk.yandex.ru/d/xzGOuytqumsY-Q ), рассказы (помимо выложенных на сайте) «Партизан «Свободной Франции»» ( sigma-tiger.livejournal.com/140355.html) и «Вепрь» (фанфик по Стругацким, ru-strygackie.livejournal.com/1074473.html ), а также некоторое количество неопубликованных текстов.
Песня на стихи Романа «Таверна на краю времен» - www.youtube.com/watch?v=F0DcRygtcm0
Романа можно увидеть в документальном фильме 2003 года («Счастливчик», режиссер А.Погребной - www.youtube.com/watch?v=CiAyKddXgNE . «Роман считает себя счастливчиком – он мог не родиться, кировские врачи спасли его, но остались последствия родовой травмы – детский церебральный паралич. Несмотря на проблемы со здоровьем Роман не унывает: он с отличием закончил школу и институт, занимается творчеством, пишет стихи, работает курьером. Поэзия помогает Щипану справиться с жизненными трудностями, он говорит, что «В моей жизни стихи это, может быть, та единственная ниточка за которую я держусь…». В фильме Погребного показаны будни Романа Щипана — он ходит по городу, разнося газеты, и сочиняет стихи.»)
Корявый сонет
На тему «По оврагам завяла трава чернобыль»,
заданную Светланой Сырневой
По оврагам посохла седая полынь,
моросящим дождём заштрихован рассвет…
Принимаю с достоинством твёрдое «нет»
от прекрасных принцесс и от мудрых богинь.
От прекрасных и мудрых растяп и разинь
ухожу, усмехаясь, и путаю след.
На ходу сочиняю корявый сонет.
В нём слова – точно камни безводных пустынь.
Вот он – каменный сад, что чудесен, как сон:
изумрудной листве нипочём суховей,
и свисают плоды с узловатых ветвей…
Только роза никак не раскроет бутон,
никогда не чирикнет в траве воробей,
и на бурой скале греет брюхо дракон.
Только для близких сад этот был не каменным, а вполне живым. Хотя и чудесным. Таким мы его и помним. И будем помнить.
А настоящая проблема с рассказом о Романе - в том, что я очень старалась, но так и не смогла передать, каким он был...
Чуда не случилось – борьба с болезнью была проиграна.
И теперь мне бы хотелось рассказать о том, каким он был. Редактором, писателем, участником литературного клуба «Молодость», ролевиком. Как он замечательно умел понимать близких и друзей (даже если ему самому затея была не очень близка), как на него всегда можно было положиться, как он всегда был готов помочь (кировские знакомые не дадут соврать)… Поймите меня правильно, я не утверждаю, что он поддержал бы _всякую_ инициативу (какое-нибудь участие в неонацистском, скажем, движении, вероятно, переполнило бы чашу даже его выдержки и понимания), но так сложилось, что в его круге общения особо не было ничего _такого_... Впрочем, вероятно, _такое_ просто покидало круг общения.
Как он был терпелив – даже в последние свои дни. Как он замечательно держался, узнав о своем диагнозе – с самого начала и до конца (может быть, поэтому конец был так неожиданен). Теоретически, близкие должны были его поддерживать, но вместо этого их поддерживал он.
Как он однажды взял с улицы котенка («редкой породы – вятская волосатая… или кировская камуфляжная…») – и заботился о нем. Как был к нему привязан. И как, когда понял, что не может больше за ним ухаживать, не стал перекладывать проблему на помощников, а сумел его отдать в добрые руки (Котангенс и учительница математики, говорят, хорошо подошли друг другу).
Как умел находить хоть что-то хорошее во всех рукописях, что ему приходилось читать – и как редактору, и как участнику кировского литературного клуба «Молодость». Хотя и недостатки он тоже замечал – но всегда советовал, как их исправить.
Как он работал над своими произведениями, старательно доводя их до ума и до близости к идеалу. Как был строг к себе – куда строже, чем к остальным. Пародии он писал, конечно – но и на себя тоже. (Да и то, по-моему, это не столько пародии, сколько размышления на предложенную тему.)
Как он умел вживаться в роль на ролевых играх (и органично использовать свои пожизневые знания). Возможно, кто-то помнит подмостовного тролля с «линдгреновки» (кошмар, сколько лет прошло…) или еврея-ростовщика с «робингудовки» от Фирнвен, гремлина Криворучко с «Понедельника…» от «Лестницы в небо»… Наилучшим образом иллюстрирует его характер следующая история: еврейка-жена (по игре… по жизни тоже, но речь не о том) ростовщика похищена христианином-рыцарем. Потом возвращается и говорит, что все в порядке, она не обесчещена, а с похитителем они теперь брат с сестрой. На что ростовщик-Роман замечает лишь, что рыцарь хорошо устроился: как ему, ростовщику, теперь брать процент с брата жены?.. Ни малейшего оскорбления недоверием, никакого выступления на тему «ты что, с ума сошла, он же гой…». Это при том, что раньше-то он жену выручить пытался и даже уже задумался об использовании очень вовремя отданного в заклад кинжала. И кажется мне, что и в реале реакция была бы похожей – не от равнодушия, но от доверия близким. От принятия.
Роман был лауреатом премии А.С.Грина (1995), конкурса микрорассказов на Зилантконе-2017 (с рассказом:
«Покрутить Вселенную? Так все творцы крутили…
Покрутить электрон? Так кто ж увидит…
Покручу-ка мозги… Вот это круто!»).
После него остались сайт shchipan.narod.ru/ , сборник стихов «Собачья роза» (disk.yandex.ru/d/3ozJ3OzNmQwFXg ) - издан и на бумаге, но микротиражом в 200 экземпляров, неформатная (за что и не была предложена ни в одно издательство) повесть «Пятая власть» ( disk.yandex.ru/d/xzGOuytqumsY-Q ), рассказы (помимо выложенных на сайте) «Партизан «Свободной Франции»» ( sigma-tiger.livejournal.com/140355.html) и «Вепрь» (фанфик по Стругацким, ru-strygackie.livejournal.com/1074473.html ), а также некоторое количество неопубликованных текстов.
Песня на стихи Романа «Таверна на краю времен» - www.youtube.com/watch?v=F0DcRygtcm0
Романа можно увидеть в документальном фильме 2003 года («Счастливчик», режиссер А.Погребной - www.youtube.com/watch?v=CiAyKddXgNE . «Роман считает себя счастливчиком – он мог не родиться, кировские врачи спасли его, но остались последствия родовой травмы – детский церебральный паралич. Несмотря на проблемы со здоровьем Роман не унывает: он с отличием закончил школу и институт, занимается творчеством, пишет стихи, работает курьером. Поэзия помогает Щипану справиться с жизненными трудностями, он говорит, что «В моей жизни стихи это, может быть, та единственная ниточка за которую я держусь…». В фильме Погребного показаны будни Романа Щипана — он ходит по городу, разнося газеты, и сочиняет стихи.»)
Корявый сонет
На тему «По оврагам завяла трава чернобыль»,
заданную Светланой Сырневой
По оврагам посохла седая полынь,
моросящим дождём заштрихован рассвет…
Принимаю с достоинством твёрдое «нет»
от прекрасных принцесс и от мудрых богинь.
От прекрасных и мудрых растяп и разинь
ухожу, усмехаясь, и путаю след.
На ходу сочиняю корявый сонет.
В нём слова – точно камни безводных пустынь.
Вот он – каменный сад, что чудесен, как сон:
изумрудной листве нипочём суховей,
и свисают плоды с узловатых ветвей…
Только роза никак не раскроет бутон,
никогда не чирикнет в траве воробей,
и на бурой скале греет брюхо дракон.
Только для близких сад этот был не каменным, а вполне живым. Хотя и чудесным. Таким мы его и помним. И будем помнить.
А настоящая проблема с рассказом о Романе - в том, что я очень старалась, но так и не смогла передать, каким он был...