Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Одной из популярных тем в детской (и, наверное, не только) литературе является "дружба истинная и ложная".
В советской литературе это, скорее, было с уклоном "что _истинный_ друг должен делать" (см., к примеру, в "Ваське Трубачеве" - _истинный_ друг - поможет подтянуться в учебе, "неистинный" - или неправильно понимающий дружбу - подскажет, выбросит мел и т.д.; т.е. сделает так, что проблема со знаниями будет не замечена учителем - оптимист!).
А вот у Уилсон - это ближе к "дружба vs самоутверждение за счет ближнего своего". Самоутверждение - пока неосознанное, но уже постепенно - при помощи старших (во всех смыслах) - осознаваемое...
Кстати, к вопросу о манипуляции. Две сцены. В одной из них А. говорит Б.: "У, ты все еще играешь в игрушки! У-тю-тю, маленькая!" После чего Б. выбрасывает игрушки. (Что не являлось целью А.).
Вторая сцена: Б. говорит В.: "Давай поиграем в игрушки!" - "С радостью!" - отвечает В.
Вопрос: первая сцена, пожалуй, является манипуляцией. А вторая? Если допустить, что В. совсем не хочет играть в зверюшек, но гораздо более не хочет быть одной (ради того, чтобы быть не одной - можно и в зверюшек поиграть)... А если этого не допускать, а счесть, что В. отвечает абсолютно искренне?..
Спасибо telwen за книжку!
В советской литературе это, скорее, было с уклоном "что _истинный_ друг должен делать" (см., к примеру, в "Ваське Трубачеве" - _истинный_ друг - поможет подтянуться в учебе, "неистинный" - или неправильно понимающий дружбу - подскажет, выбросит мел и т.д.; т.е. сделает так, что проблема со знаниями будет не замечена учителем - оптимист!).
А вот у Уилсон - это ближе к "дружба vs самоутверждение за счет ближнего своего". Самоутверждение - пока неосознанное, но уже постепенно - при помощи старших (во всех смыслах) - осознаваемое...
Кстати, к вопросу о манипуляции. Две сцены. В одной из них А. говорит Б.: "У, ты все еще играешь в игрушки! У-тю-тю, маленькая!" После чего Б. выбрасывает игрушки. (Что не являлось целью А.).
Вторая сцена: Б. говорит В.: "Давай поиграем в игрушки!" - "С радостью!" - отвечает В.
Вопрос: первая сцена, пожалуй, является манипуляцией. А вторая? Если допустить, что В. совсем не хочет играть в зверюшек, но гораздо более не хочет быть одной (ради того, чтобы быть не одной - можно и в зверюшек поиграть)... А если этого не допускать, а счесть, что В. отвечает абсолютно искренне?..
Спасибо telwen за книжку!
Во второй - я вообще не пойму, где здесь может быть манипуляция, вне зависимости от того, хочет В играть, или просто не хочет быть одной. Ну... когда я что-то кому-то предлагаю сделать, я просто что-то кому-то предлагаю сделать, потому что почему бы и не вместе. Где тут манипулирование?
Как-то получается, что вообще абсолютно любое действие по отношению к окружающим можно назвать манипуляцией, потому что абсолютно любое действие, так или иначе, вызовет определённую просчитываемую (если очень хорошо знать человека) реакцию. Что-то я тут не понимаю...
На всякий случай. Манипуляцией я тут называю намеренный недвусмысленный вызов строго определённой реакции другого человека своими действиями с конкретной целью, направленной исключительно на свою выгоду.
Читаем определение психологической манипуляции: один из способов психологического воздействия на личность или группу, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного для объекта манипуляции его подталкивания к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, несовпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции.
То есть - что касается второго примера - дело не в том, хотела В играть или не хотела. А в том, что Б открыто и честно высказывает свои намерения. Если считать это манипуляцией, то любая просьба к любому человеку будет манипуляцией, что есть бред, ИМХО.
"Принеси мне чай, пожалуйста" - это НЕ манипуляция. "Ах у меня так болит голова, лапы ломит, хвост отваливается, вот бы кто умирающего чаем напоил" - манипуляция.
Соответственно: "давай поиграем" - это не манипуляция. Даже если второй не хочет, но соглашается.
В первом случае действие объекта, как ты говоришь, не соответствует намерениям "манипулятора". некачественная манипуляция какая-то получается, ты говоришь человеку "помой руки", а он выбрасывает в окно шапку, ааа, ты его заманипулировал, гад.
Кто как реагирует на чужие слова - это уже личные внутренние проблемы каждого. Вряд ли стоит подозревать ребенка в том, что он просчитал "если я скажу так, то получится вот этак криво" - и поступил соответственно. да и взрослый, сказав кому-то, например, "пойди убейся об стену", сильно удивится, если жертва пойдет с разбегу кидаться на стены. И манипуляция тут совершенно ни при чем.
"Дружба vs самоутверждение" и "лучшме подруги" - две пожалуй основные темы дтских книг Уилсон.
И надо сказать жизненные темы, да.
Мной вот так в детсве (7-8 лет) " Ты мне друг или кто? Если друг - дай ценую игрушку поиграть, угости жевачкой ( а ее немного ), сделай вот то, делай это..."
Тоже ж манипуляция.
Ну, насчет первой сцены - можно извратиться и представить такой ход мысли: "если ее заставить выбросить игрушки, то она не сможет находить в них опору, а значит, станет еще более подвержена моим словам и действиям", но это уже изврат. Хотя - не знаю, может ли ребенок "нутром почувствовать" эффективность такой схемы? Куда бить больнее - во всяком случае, прекрасно чувствуют...
А насчет второй сцены - тут получаются два "подвопроса": может ли манипуляция быть неосознанной; может ли один счесть манипуляцией слова другого (если другой готов дать голову на отсечение, что манипулировать никем не собирался)...
Но не всех же получается так хорошо знать...
Ну, может быть...
По-моему, у Уилсон все темы жизненные...
А _зачем_ это быо сказано, как полагаешь?...
В качестве утверждения превосходства, думаю. Сестра и сейчас это любит
Может, и манипуляция... Если она, скажем, рассчитывала, что ты обидишься и заплачешь...
Она, кажется, постоянно на это рассчитывает =)
как хорошо, когда она в роддоме с мелкой и не звонит *.*
А, извини, конечно, что лезу не в свое дело, не общаться с ней - никак?... (Теоретически говоря, надо просто не обращать внимания, но я не очень представляю, как это практически)
Так ты дядюшка? Круто!
Большую часть года я с ней не общаюсь =) Но недавно был вынужден провести около недели в ее сумчатом обществе, и успел все, все вспомить =)))
Так я ж в зеленом дневе писал =) Ага, уже дня три 0.0
Ой, сочувствую... Но быть дядшкой - это глючно и круто. Наверное...
Думаю, раньше, чем эта заготовка для человека вольется в некие границы воспитания и разумности, я не оценю =)
А тебе с ним придется _общаться_?.. Я-то имела в виду "сам факт"...
А, ну сам факт - странно =) оно - там - ползает, а я - тут - в новом статусе. Бггг
Зато пока, наверное, можно радоваться тому, что статус - новый, а новых обязанностей нет...
Это про С?
Быть дядюшкой- это.. ну да, глючно. Но если братом- тоже.
А манипуляции нет ни в одной из приведенных схем. Лиюо в обеих, но это уже сродни моим рассуждениям, что мы делаетм только то, что хотим
А я о родственниках и не знаю. Может, я уже тоже тетушка...