Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
"Мы говорили о том, что Бланш очень боится коров, а потом стали гадать, кого вы в Южной Америке считали самым страшным зверем. Тетя предположила, что пуму, Бланш - змею, а я - таракана.
[...]
Маргарита права - таракан куда страшнее пумы.
- Но т-тараканы же не смеются.
- Не важно, я ведь не Маргарита! На семью достаточно одного любителя точности. К тому же я склонен думать, что они все-таки смеялись, - тогда в Гуаякиле, когда ползали по нас и слышали, как мы чертыхались." (Войнич, "Прерванная дружба").
"Румата вдруг с криком вскакивает, опрокинув скамью. На лице его ужас и отвращение.
РУМАТА. Что это?
БУДАХ. Где? А, это? Как что? Таракан! (Хлопает ладонью по столешнице.)
РУМАТА. Гадость какая... (Проводит ладонью по лбу.)
ХОЗЯИН (от стойки). Всегда они у нас разводятся, когда торговцы пеньку привозят...
ТОРГОВЕЦ. Это уж точно. Их в пеньке видимо-невидимо...
Цупик хохочет. Все смотрят на него.
ЦУПИК. Ай да благородный дон! Ах да храбрец! Таракана испугался! Ну, распотешили вы меня! Таракана струсили!..
В одно мгновение Румата выхватывает шпагу. Цупик умолкает и шарахается в сторону.
РУМАТА. Вы изволили назвать меня трусом, господин бакалейщик? (Приставляя острие то к лицу, то к груди, то к животу Цупика, теснит его в глубину зальца, пока он не упирается спиной к стойке.) Трусом? Меня? Восемнадцатого барона Румату Эсторского? Где тебе пустить кровь, серый хам? Из брюха, налитого пивом? Из гнилого и подлого твоего сердца? (Приставляет острие к горлу.) Или из твоей гнусной глотки?
БУДАХ. Проси прощения, бакалейщик. Беда будет небольшая, если барон тебя укокошит, но что-то мне стало тебя жалко...
РУМАТА. Ты, грязная сволочь, ты всю свою жизнь спишь и жрешь с тараканами и прочей нечистью, тебе она не в диковинку, так ты решил, что и люди благородной крови таковы же, как ты?..
[...]
РУМАТА. Вы говорили... (Неожиданно с силой бьет ладонью по столешнице.) Черт бы вас всех подрал!
БУДАХ. Что с вами, друг мой?
РУМАТА. Таракан! (Щелчком сбивает таракана со стола). Весь этот город заражен тараканами. Спасенья никакого нет.
БУДАХ. Будто у вас в Эсторе нет тараканов!
[...]
БУДАХ. Он был прав. Величина постоянная. Три и четырнадцать сотых.
КОНДОР. Что - три и четырнадцать?
БУДАХ. Отношение длины окружности к радиусу... (Опускает руки, поднимает голову и обводит всех взглядом.) Да не в этом дело! Я не знаю, кто вы - боги или демоны. Но он не был ни богом, ни демоном. Он был одним из нас. Он перестал бояться тараканов. Он был добрый и умный, он умел
драться и веселиться, и он погиб за нас и как один из нас. И он любил стихи... Он очень любил мои стихи... Особенно вот эти... (Встает, декламирует.)
Теперь не уходят из жизни,
Теперь из жизни уводят.
И если кто-нибудь даже
Захочет, чтоб было иначе,
Бессильный и неумелый,
Опустит слабые руки,
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце...
Но я всегда подозревал... (Достает платок, сморкается.) ...что сам-то он... сам-то он знал, где у спрута... сердце". (Стругацкие. "Без оружия").
Кстати говоря, только сейчас обратила внимание на... как бы это сказать... "превращение" Руматы в арканарца, показанное именно этой деталью (не ей одной, конечно, но вот "значимость тараканов" я заметила только что). Страх (брезгливость?) перед тараканам и - желание (и возможность) их убить - спокойное отношение (?).
И мы не будем говорить о том, кого АБС "вывели в образе тараканов"....
Да, и подкормите, пожалуйста, Брыску - rebutovo.ru/bonus/index.php?z=31304
И драконов - rebutovo.ru/bonus/index.php?z=31208 , rebutovo.ru/bonus/index.php?z=31193
[...]
Маргарита права - таракан куда страшнее пумы.
- Но т-тараканы же не смеются.
- Не важно, я ведь не Маргарита! На семью достаточно одного любителя точности. К тому же я склонен думать, что они все-таки смеялись, - тогда в Гуаякиле, когда ползали по нас и слышали, как мы чертыхались." (Войнич, "Прерванная дружба").
"Румата вдруг с криком вскакивает, опрокинув скамью. На лице его ужас и отвращение.
РУМАТА. Что это?
БУДАХ. Где? А, это? Как что? Таракан! (Хлопает ладонью по столешнице.)
РУМАТА. Гадость какая... (Проводит ладонью по лбу.)
ХОЗЯИН (от стойки). Всегда они у нас разводятся, когда торговцы пеньку привозят...
ТОРГОВЕЦ. Это уж точно. Их в пеньке видимо-невидимо...
Цупик хохочет. Все смотрят на него.
ЦУПИК. Ай да благородный дон! Ах да храбрец! Таракана испугался! Ну, распотешили вы меня! Таракана струсили!..
В одно мгновение Румата выхватывает шпагу. Цупик умолкает и шарахается в сторону.
РУМАТА. Вы изволили назвать меня трусом, господин бакалейщик? (Приставляя острие то к лицу, то к груди, то к животу Цупика, теснит его в глубину зальца, пока он не упирается спиной к стойке.) Трусом? Меня? Восемнадцатого барона Румату Эсторского? Где тебе пустить кровь, серый хам? Из брюха, налитого пивом? Из гнилого и подлого твоего сердца? (Приставляет острие к горлу.) Или из твоей гнусной глотки?
БУДАХ. Проси прощения, бакалейщик. Беда будет небольшая, если барон тебя укокошит, но что-то мне стало тебя жалко...
РУМАТА. Ты, грязная сволочь, ты всю свою жизнь спишь и жрешь с тараканами и прочей нечистью, тебе она не в диковинку, так ты решил, что и люди благородной крови таковы же, как ты?..
[...]
РУМАТА. Вы говорили... (Неожиданно с силой бьет ладонью по столешнице.) Черт бы вас всех подрал!
БУДАХ. Что с вами, друг мой?
РУМАТА. Таракан! (Щелчком сбивает таракана со стола). Весь этот город заражен тараканами. Спасенья никакого нет.
БУДАХ. Будто у вас в Эсторе нет тараканов!
[...]
БУДАХ. Он был прав. Величина постоянная. Три и четырнадцать сотых.
КОНДОР. Что - три и четырнадцать?
БУДАХ. Отношение длины окружности к радиусу... (Опускает руки, поднимает голову и обводит всех взглядом.) Да не в этом дело! Я не знаю, кто вы - боги или демоны. Но он не был ни богом, ни демоном. Он был одним из нас. Он перестал бояться тараканов. Он был добрый и умный, он умел
драться и веселиться, и он погиб за нас и как один из нас. И он любил стихи... Он очень любил мои стихи... Особенно вот эти... (Встает, декламирует.)
Теперь не уходят из жизни,
Теперь из жизни уводят.
И если кто-нибудь даже
Захочет, чтоб было иначе,
Бессильный и неумелый,
Опустит слабые руки,
Не зная, где сердце спрута
И есть ли у спрута сердце...
Но я всегда подозревал... (Достает платок, сморкается.) ...что сам-то он... сам-то он знал, где у спрута... сердце". (Стругацкие. "Без оружия").
Кстати говоря, только сейчас обратила внимание на... как бы это сказать... "превращение" Руматы в арканарца, показанное именно этой деталью (не ей одной, конечно, но вот "значимость тараканов" я заметила только что). Страх (брезгливость?) перед тараканам и - желание (и возможность) их убить - спокойное отношение (?).
И мы не будем говорить о том, кого АБС "вывели в образе тараканов"....
Да, и подкормите, пожалуйста, Брыску - rebutovo.ru/bonus/index.php?z=31304
И драконов - rebutovo.ru/bonus/index.php?z=31208 , rebutovo.ru/bonus/index.php?z=31193
БУДАХ. Отношение длины окружности к радиусу... (Опускает руки, поднимает голову и обводит всех взглядом.) Да не в этом дело! Я не знаю, кто вы - боги или демоны. Но он не был ни богом, ни демоном. Он был одним из нас. Он перестал бояться тараканов. Он был добрый и умный, он умел
драться и веселиться, и он погиб за нас и как один из нас. И он любил стихи... Он очень любил мои стихи...
Быть человеком в мире Арканара это много больше, чем быть засланным коммунаром с Земли, пытающемся навести порядок в хаосе. И при этом не имеющем права применять оружие. Кстати, другой вопрос о странностях: "Всё, что нам дорого, должно быть либо на Земле, либо внутри нас, чтобы это нельзя было взять в заложники и использовать в игре против нас". Не дословно, но как-то так. То есть коммунары с Земли, не применяющие оружия, при этом имеют прекрасное представление о методиках терроризма? О методиках, до которых "орёл дон Рэба" дошёл только к самому концу и пьесы, и повести? Однаако...
А я вот знаю, чем настильный огонь отличается от навесного. Хотя ни разу в армии не служил
Орел наш дон Рэба.
Я тоже знаю
Что заставляет задуматься о том, как вообще они мыслят в своём идеальном мире. И что не отменяет главного вопроса: кто прав? Румата, обнаживший меч, чтобы убивать - или коммунары? Ну а ответ у каждого тут, разумеется, будет свой. Воздерживаясь от дальнейшей дискуссии, замечу, что Румата убивающий более человечен, чем сотня пацифистов-коммунаров, спасающих культурные ценности.
Что касается второго. "орёл дон Рэба" - это не цитата, а сарказм
Кстати, забавная у самих Стругацких игра слов получается. "Орёл наш дон Рэба". Три смысла в одной фразе, смотря где ставить запятую - перед "наш", после или вообще не ставить. Так сказать, шутка-самосмешка АБС.
Но потом этому "арканарскому человеку" пришлось бы как-то сосуществовать с землянами... Недаром же - правда, позже - в Мире Полудня так настороженно относятся к прогрессорам...
А насчет того, кто прав - этого не знает никто. Включая авторов. Даже, наверное, авторы -в первую очередь не знают...
Саракш был позже. Но, с другой стороны, чего не знал дон Рэба - вполне могли знать и применять, скажем, в просвещенном герцогстве Ируканском...
"Он протянул к ней огромные руки. Она робко потянулась к нему и тут же отпрянула. На пальцах у него… Но это была не кровь — просто сок земляники."
А не тяжелее ли "арканарскому человеку" будет существовать на Земле, если вернётся он туда, строго следовавший инструкциям? И НИЧЕГО не сделавший - ничего реального, фактического не сделавший - для тех, кто остался на Арканаре? Вытравить в человеке первобытное, звериное, инстинктивное, отучить быть "арканарцем" - и что вообще останется от человека?
Как у тех же Стругацких в "Понедельник начинается в субботу". Один открыл формулу идеального волшебства, в которой было единственное условие: оно не должно нанести вред кому бы то ни было. А такого волшебства даже Один придумать не смог.
То же, по-моему, и с коммунарами. От их невмешательства и пацифизма веет лицемерием. И лучше бы они, по примеру мудрого Одина, совсем не вмешивались, чем вмешиваться так - ничего не делая и лишь растравляя души бесплотной надеждой.
Об Орденских областях дон Рэба знать, по идее, должен... Хотя - может, просто не хотел применять? Думал, что и так справится?
Ну как же - "ничего не сделавший"?... Он спас многих. Что не сделал ничего _глобально_ - ну так об этом надо было думать, выбирая профессию. Историк же ж!
И лучше бы они, по примеру мудрого Одина, совсем не вмешивались, чем вмешиваться так - ничего не делая и лишь растравляя души бесплотной надеждой. - может, потом это и поняли - и появились прогрессоры?... Ведь путь от ИЭИ до прогрессоров - не столь уж длинен (я имею в виду, по времени...)
Так ведь вспоминая Арату Горбатого: "Вы сделали меня слабым". Спас и тем самым подарил надежду, что "боги" будут приходить и спасать снова и снова. "Раньше я дрался в каждой битве так, как будто это моя последняя битва". Историки, ага...
Возникает вопрос: а почему бы историкам, ежели они изучают историю того же Арканара "на практике", не использовать просто современные технологии? И не наблюдать за всем как и положено "богам" - с Олимпа. А вершение жизней человеческих, великих и малых (если такое вообще применимо к жизням) оставить самим людям. ИЛИ же, если историки вмешиваются в практику и действуют методом включённого эксперимента - тогда откуда запрет на применение оружия? Это ведь не Брэдбери, у которого раздавив бабочку можно вызвать апокалипсис. Нормальная планета с нормальной Европой 16-го столетия. Разрешили б уж тогда историкам полностью погружаться в процесс, с подпиской: "на свой страх и риск". И пусть вершат по мере сил, если смогут. В конце концов, в глобальном смысле даже убийство дона Рэбы ничего бы не переменило в Арканаре... История идёт по заданному пути и перепрыгивать отдельные ступеньки в этом процессе не получается. Хотя многим хотелось и пробовали.
Поэтому - да, похоже, прогрессоры (если, конечно, мир Земли в разных романах АБС рассматривать как один и тот же мир) стали адекватным ответом реальным вещам на далёких планетах.
Ну а, скажем, на Цурэна или Синду общение с Руматой и не повлияло так... Да и на Будаха... (Правда, _им_ Румата не открывал всей правды; ну так, насколько я понимаю, открытие всей пправды тоже не разрешалось)...
Да, насколько мне помнится, не разрешалось...
Будаху он - по крайней мере, в пьесе - подкидывал разные задачки, вроде вычисления числа "пи"... Но вот такая загвоздка: историю в тот момент на Арканаре делают не такие, как Будах, а такие, как Арата и дон Рэба. Открытия Будаха ещё долго-долго не будут интересовать арканарцев - также, как Коперник, Бруно и Галилей в первую очередь заинтересовали не крестьян, а инквизицию...
Образно говоря - но это лишь субъективно моё мнение - имея возможность, обязательно надо было бы спасать свитки из Александрийской библиотеки. Но ни в коем случае не стоило бы подкладывать туда современные школьные учебники. Ведь для Руматы теоремы прямоугольного треугольника или длины окружности - это даже не лёгкая разминка, а просто факт данности. А для Будаха это откровение, доказательство мощи разума... Но ведь разум, стимулируемый искусственно на теоремах с Земли, с большей вероятностью пойдёт по земному же пути развития. И кто знает, не загубит ли тем самым в Будахе нечто совершенно особое. "Геометрия Будаха", не Евклида и не Лобачевского. Тоже ведь вариант
Он же не теорему ему изложил, а просто предложил "покопаться в определенном направлении"... С другой стороны, стимулируется _один_ разум. А не "цивилизация". С третьей стороны, земной путь развития считается "базовым", по нему должна пойти всякая цивилизация, с которой работают историки/прогрессоры. С четвертой стороны, а как отличить, условно говоря, "арканарскую" цивилизацию (повторяющую земной путь) от, условно же говоря, "тагорянской" (которая развивается успешно по каким-то своим законам и земной путь развития повторять не будет)?..
Так ведь в том и дело, что "направлении"... А теперь представьте: Арата видел космолёты - или вертолёты, но этого тоже достаточно - и видел "богов". Будах начал мыслить в предложенном направлении и открывать земную геометрию Евклида. И так же прочие спасённые - поэты, алхимики, астрономы, математики... Они двигают цивилизацию. Так же, как и на Земле, цивилизация прогрессирует не благодаря донам Рэбам, а благодаря Будахам. Грубоватым, пьяным, лохматым и громогласным Будахам. Первооткрывателям и первопроходцам с острым, мыслящим умом.
По-моему, в том и кроется опасность, что "базовым" считается земной путь. Так же, как испанцы Кортеса считали единственной существующей цивилизацией европейскую. Как инки в свою очередь изгнали таинственный народ Тики из Центральной Америки. Как колонисты истребляли и изгоняли индейцев в Северной Америке, считая их недолюдями. Да и зачем далеко ходить - как совсем на днях, по историческим меркам, несколько психически нездоровых людей хотели стереть с лица Земли славян, а на месте Москвы залить гигантское озеро... С коммунарами на арканаре, конечно, всё мягче, но в итоге суть может быть вполне такой же. А по-моему, Арканар должен пережить и Рэбу, и Орден и кто его знает, что там ещё, чтобы стать чем-то другим. Нельзя перепрыгнуть через несколько ступенек в эволюционной лестнице, хотелось бы, но нельзя.
Вот как отличить - вопрос иной... Поэтому я и говорю: лучше бы не лезли. А если уж лезут - то зачем? Изучать арканарцев? Изучайте на расстоянии, благо техника позволяет. Спасать культурные ценности? Спасайте как "боги", с помощью новейшей техники и похищения выдающихся умов. Но не впихивайте обратно в Арканар тех, кто видел, чего может достичь человек со временем. И тех, кто получил смутную надежду на это достижение. Им уже просто нельзя обратно в Арканар.
А уж коли пришли, включились, втянулись, влезли внутрь... Тогда учитесь играть по тем правилам, которые установлены. В чужой монастырь, как известно, со своим уставом...
Но это только моё субъективное мнение
Ну так мало ли кто богов видел... (пожалуй, все пророки - но пророчествовали они в результате о разном...) - это я о земной истории.
Геометрия - причем, насколько я понимаю, именно "типа Евклидовой" (она как-то "нагляднее") - уже, по идее, в Арканаре существовать должна была... Земной путь считается базовым для... обществ, идущих по земному пути. Понимаю, тавтология, но как еще объяснить? Есть некоторое количество обществ, чье развитие сходно с земным... (А есть - те, чье несходно). Отличать - видимо, умеют.
А куда девать спасенных? На Землю? Но а) приживутся ли они там и б) "зачем спасать" (если считать, что спасают не только для блага отдельной личности, но и для блага цивилизации)...