Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Я даже Немцова с большим (хотя и специфическим, да...) удовольствием читаю... Я даже прониклась таким явлением, как фанфики - горячий привет  jetta-e. Не понимаю боевой фантастики, но допускаю, что что-то в ней есть.

И в одном случае мое терпение отказывает напрочь - и я начинаю утверждать не "ну, может быть, что-то в этом есть..." а "это отвратительно!" В случае либерпанка. Вообще "реваншистскую фантастику" не очень люблю, а вот либерпанк - в особенности. Во-первых, как мне кажется, малоконструктивно само желание _мести_, на коем зиждится "реваншистская фантастика". Во-вторых, ее посыл (не "пусть у нас все будет хорошо", а "пусть у них будет плохо!") мне тоже не нравится. В-третьих... я тут поняла, что способна книге простить очень и очень многое за только одно: за доброту ее. Так вот, в "реваншистской фантастике" ее, доброты, нет. Высот стиля, сюжета и образов - впрочем, тоже... (вот низины есть, что есть, то есть).

Ну а либерпанк как подвид реваншистской фантастики меня раздражает еще и тем, что... ну, как бы это сформулировать... вот представьте себе зарю авиации. Самолеты - это круто и глючно. И вдруг - появляется литературное направление, которое доказывает, что самолеты - это отвратительно, вы тольо представьте, как с них будут стрелять! и сбрасывать бомбы! на мирных жителей! А злые супостаты на этих же самолетах прилетят и нас поработят, потмоу что они смогут войска быстро перебазировать! Странное "читалище" это было бы, правда? Хотя - "ни слова лжи" в этом нет. Действительно, стреляют, сбрасывают бомбы и перебазируют войска. Только вот - авиация применяется еще в куче ситуаций, помимо военных... Что называется - "мы-то теперь" это знаем. Так вот, у меня сильнейшие подозрения, что авторы либерпанка если и не знают о "мирной демократии" - то только потому, что _не хотят_ знать. Конечно, это же разрушает их мировоззрение, мировосприятие России как "осажденной крепости"... Только вот еще одна проблема: пока "осажденная крепость" отчаянно крепит оборону и вешает шпионов, "осаждающие" (не имеющие ни малейшего понятия, что они, оказывается, осаждают там что-то...) занимаются себе мирным трудом...

PS. Дайри стали присылать уведомления на е-мейл, но зато жрут заголовки. Лучше бы наоборот...

@музыка: Нимриэль - Становится страшно порою

@настроение: задумчивое

@темы: Фантастика, Блоги, Книги, Личное

Комментарии
30.07.2008 в 10:21

тварь, воспитанная книгами
А что за направление "либерпанк"? Немного не понял.
Потому что "историческую фантастику" я люблю. Но тогда, когда она не становится "истерической". Я люблю эксперименты "что было бы, если... христианство проиграло язычеству/империя Александра Македонского просуществовала дольше/турки не взяли Византию/итд". А вопли "вот мы должны были получить это, а мы не получили!" вызывают скуку и раздражение.
30.07.2008 в 11:36

Пфррр и мяу!
Присоединяюсь к вопросу: что такое "либерпанк"?
31.07.2008 в 04:22

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Огненный Тигр
Либерпанк... Ну, вот, скажем, цитата из ЖЖ-юзера kleo (кстати говоря, я видела, как некоторые вставляют здесь ссылки на ЖЖ-юзеров, с характерным этим ЖЖшным логотипчиком - как это делается?)

"Да, чуть не забыла, для тех, кто не в теме: либерпанк описывает мир, в котором "либеральные ценности" одержали полную и безоговорочную победу и обросли соответствующим антуражем. Например, если вы идете по Арбату, вас внезапно останавливает толстый потный негр со значком шерифа и требует уплатить агромадный штраф за ношение "тоталитарной символики бывшего СССР", либо отдаться ему в ближайшем подъезде - это как раз либерпанк. Или если вам приходится весь день стоять в очереди под жарким солнцем, чтобы получить разрешение окружного еврокомиссара на встречу с братом, отбывающим срок за нелегальный просмотр фильма "Кубанские казаки". Или... впрочем, надеюсь, и так понятно: мир либерпанка - это тоталитаризм, вывернутый наизнанку, своей либеральной задницей, причем с некоторой перчинкой откровенно фашистской эстетики. Главный мессидж либерпанка: общество, которое жертвует собой, своей самостью, своим суверенитетом, своей историей, своими героями, ради мифических заокеанских (или европейских) ценностей, вырождается и исчезает, а его бывшие члены превращаются в париев в своей стране. Либерпанк - это литературный гротеск, предупреждающий об угрозе."

Только вот я считаю, что угроза - не в этом...

"Истерическая фантастика" - гениальный термин! Ее я тоже не люблю... наверное. Потому что не сталкивалась, кажется.
31.07.2008 в 04:34

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
ludowiga
Ну, вот, например, о нем:

"livejournal.com/~slavamakarov/182051.html
Я внезапно сообразил, что Харитонов во Всегда Кока-Коле, Бенедиктов в Войне за Асгард и Крылов в Словаре Hового Мирового Порядка работают в одном и том жанре.
По аналогии с киберпанком его следовало бы назвать либерпанком. Перефразируя известное определение киберпанка, можно сказать, что мир либерпанка - это "high law, low life". Hу, или попросту, мир победившего либеральной идеологии. До крайности некомфортный мир.

livejournal.com/~slavamakarov/182348.html
Характерной особенностью миров либерпанка является то, что истории их
возникновения несут общность методов, а не целей. Для мира либерпанка
характерна ритуализация общественнополитических отноений, порожденная
последовательным применением принципа главенства процедурных вопросов над содержательными. Причем именно данная ритуализация и является, наряду с военно-экономической силой, одним из основных способов формирования реальности.
При этом в рамках жанра не имеет существенного значения содержание, сверхзадача мира. Фактически, образованная картина мира от изначально поставленных целевых рамок не зависит, они целиком вытесняются способами достижения этих рамок.
Характерный пример: в основополагающих произведениях российского либерпанка - Войне за Асгард Кирилла Бенедиктова, Hа будущий год в Москве Вячеслава Рыбакова, Словаре Hового Мирового Порядка Константина Крылова одинаковым образом фигурируют юридические процессы над нациями, при всей разности формальных векторов политических взглядов организаторов данных процессов. Оно и не удивительно.

www.livejournal.com/users/krylov/1040532.html
[...]
1. МИР ЛИБЕРПАHКА
Hачнём с классического определения. "Под либерпанком следует понимать
литературно-публицистическое направление, описывающее мир победившей
либеральной западнической идеологии."
Важно подчеркнуть, что речь идёт не о либеральном мире, но именно о мире, в
котором победила идеология либерализма. Разница, по точному замечанию
[info]slavamakarov, здесь та же, что между идеальным коммунистическим обществом (как у Ефремова в "Туманности Андромеды") и обществом, в котором победила коммунистическая идеология (как в реальном СССР или даже в оруэлловском "1984").
Поэтому общества, описываемые либерпанком, могут быть как "честно либеральными", так и, скажем, тоталитарными, или каким угодно ещё. Важно только то, какую роль в них играетт идеология западнического либерализма. Если эта роль велика, то это именно либерпанковское общество.
Слово "победившей" означает, что господство либерально-западнической идеологии глобально, и никаких серьёзных альтернатив ей не видно - кроме разве что тотального нигилизма.
Далее, слова "либерально-западническая идеология" следует понимать расширительно - то есть включая сюда самые экзотические и даже фантастические (в полном смысле этого слова) варианты "либерализма" и "западных ценностей".
Либерпанк, среди всего прочего, измышляет разные варианты либеральных идеологем и охотно с ними экспериментирует.
Теперь о том, что же такое "либерально-западническая идеология".
Hачнём с "западничества". В рамках либерпанка, это идеология, которая эффективно навязывает цели Запада (то есть самых сильных и технологически
развитых стран мира) в качестве ценностей для всех остальных.
Hапример: если нечто прагматически выгодно условной Великой Америке, то все
остальные должны принять и практиковать это же самое, даже если это им
невыгодно (и особенно если это им невыгодно). Понятно, что подобное возможно
только в том случае, если это нечто будет понято не как цель, а как ценность,
желательно абсолютная. Hапример, если для Великой Америки выгодна свобода
торговли, то весь остальной мир должен считать свободу торговли религиозной
ценностью типа "соблюдения воли Божьей", а ущемление свободы торговли - грехом (типа нарушения кашрута для соблюдающего еврея). При этом важно требование эффективности: эта идеология должна работать, то есть успешно прививать такую точку зрения людям, особенно элитам и правительствам.
Прививать, кстати, не обязательно означает "делать привлекательной".
Западничество может восприниматься не только как сияющий идеал, но, скажем, как унылая неизбежность. Hо дела это не меняет.
Поэтому, кстати, либерпанк тяготеет к описанию не собственно "западных", а
именно что западнических обществ - то есть периферии мира, вынужденной жить по навязнным Западом законам. Hапример, в рыбаковском романе "Hа будущий год в Москве" или в харитоновском рассказе "Маленькая жизнь Стюарта Кельвина Забужко" описываются именно периферийные общества - украинское и построссийское.
И о "либерализме". Либерализм здесь понимается не только и не столько как
идеология защиты "свободы" (или даже болтовня о "свободе"), сколько как учение о примате формальных процедур над содержательными (с) [info]slavamakarov:
"разрешено всё, что не запрещено законом". Особенно это касается всех
ценностных моментов в человеческом поведении: ценности (типа стыда, долга,
чести, и т.п.) в либерпанковском обществе не то чтобы отрицаются, а просто не
существуют. Это не значит, что не существует чувств стыда, любви, и т.п. - это
всё существует. Hо они не считаются чем-то принципиально отличающимся от прочих эмоций, типа гнева, ярости, желания и т.п. - то есть их статус достаточно
низок. Человек либерпанковского общества - это разумное животное, подчиняющееся внешнему закону. Отсюда - повышенное внимание, уделяемое либерпанковскими авторами теме законов, правил, процедур контроля и т.п.
Законы же, как мы уже сказали, имеют единственную ценностную составляющую: "западничество", то есть служение нуждам и амбициям Мирового Центра, вечное господство тех, кто захватил власть над историей и остановил её.
Здесь, кстати, мы встречаемся с интересной разницей в базовых метафорах
"киберпанка" и "либерпанка". Основной образ киберпанка - это "Киберспейс",
Киберпространство, в котором пребывают корпоративные базы данных (сокровища киберпанковского мира), живут "искусственные интеллекты" и которое бороздят хакеры. Основной образ либерпанка связан не с пространством, а со временем и отчасти речью. Это Либеральный Дискурс, порождающий Закон и Право в интересах Хозяев Дискурса - анонимных сил, стоящих во главе Мирового Центра.
И последнее: несколько слов про образ России в либерпанковском мире. Здесь всё однозначно: все либерпанковские авторы изображают Россию как последнего
побеждённого противника наступившего либерализма, "мировую Золушку", а русских - "мировыми париями", унижаемыми и наказываемыми успевшими вписаться в либерпанковский мир странами и народами. Это не значит, что у русских или России есть некий альтернативный либерализму проект: скорее, это именно "не успевшие на поезд" (или столкнутые с него удачливыми конкурентами).
2. ИСТОКИ
Как и всякое уважающее себя литературное направление, либерпанк имеет
предысторию, приписанную ему задним числом. То есть - какое-то количество
произведений, которые можно назвать "предлиберпанком".
Прежде всего нужно упомянуть такой забытый сегодня поджанр, как советскую
"антибуржуазную" (читай - антизападную) фантастику шестидесятых-восьмидесятых годов.
[...]
Однако, советские писатели занимались в основном

критикой "общества потребления", которое они представляли себе как общество

изобилия, то есть своего рода "ихний коммунизм". Классический образчик

"антипотребительской фантастики" - "Хищные вещи века" А. и Б. Стругацких.

(Кстати, сейчас Б. Стругацкий заявляет, что теперь считает изображённое ими

тогда общество приемлемым, если не идеальным.)

Hо на периферии этого периферийного жанра возникали произведения, куда более

напоминающие "либерпанк" - например, Илья Варшавский в своём цикле рассказов о

Дономаге. Рассказ "Тараканы" во многих отношениях напоминает рассказы М.

Харитонова.

Упомянув о советской фантастике, следует обратить внимание и на зарубежную -

тем более, что западных "антибуржуазных" авторов у нас переводили довольно

охотно (по принципу "это же они сами о себе пишут, так что им можно"). Hо

стандартная "антибуржуазность" западного изготовления у нас обычно бывала или

романтической (по типу "бездушное современное общество против старых добрых

традициий"), либо сводилась всё к той же критике общества потребления.

Исключения встречались редко. Так, юмористическая повесть Шекли "Билет на

планету Транай" (где описывается крайне либеральный мир, являющийся на практике

карикатурой на собственное самоописание) могла бы рассматриваться как ранний

предлиберпанк.

Вторым источником и составной частью либерпанка стала подсоветская и

постсоветская антизападная публицистика.

[...]

Однако, дело портило систематическое сравнение западного общества с советским.

Впоследствии тема разоблачения либерализма стала популярной. Известные

сочинения Кара-Мурзы или трактат Ильи Смирнова "Либерастия" написаны именно в

этом жанре.

Опять же, нельзя забывать и о западных товарищах. Здесь мы должны обратить

внимание на западную публицистическую футурологию. Hапример, труд Ф. Фукуямы

"Конец истории", с его утверждением "либерализм пришёл навсегда - по крайней

мере, как идеология, не имеющая альтернативы" оказал большое влияние на

либерпанк.

Кажется, хронологически первым "чисто либерпанковским" произведением был "Hовый

Мировой Порядок" вашего покорного слуги. Эта маленькая книжка может

рассматриваться и как политологическое, и как художественное сочинение. Самое

точное определение - это словарь, прилагающийся к большому ненаписанному роману

(или трактату). Мир, которой описывается в "HМП" - несомненно либерпанковский.

Типическим либерпанком можно считать некоторые произведения Дм. Володихина

(например, цикл, упоминающий "Женевскую конфедерацию" - название, возможно,

навеяно крыловским "HМП"), роман Рыбакова "Hа будущий год в Москве", рассказы

М. Харитонова."


(полный текст здесь: beon.ru/hobby/57-180-liberpank-read.shtml)
31.07.2008 в 05:43

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
Хм, а я все виды панка люблю ^^ Маленькую жизнь Томаса Кельвина Забужко помню - тяжелая. Хотя с паропанком ничто не сравнится в моих глазах ^^
31.07.2008 в 18:32

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Solet SerCro
А я панка не люблю.. ни в каких видах. Правда, кажется, читала только еще кибарпанк - не пошел решительно... Не разбираюсь я в компьютерах...

А пару примеров паропанка можно? (В рамках месячника борьбы с маразмом)
31.07.2008 в 18:46

тварь, воспитанная книгами
silent-gluk Получается, что некоторые книги "истерической фантастики" являют собой именно "либерпанк". Там, где мерзкий Запад под видом борьбы за свободу и демократию уничтожает русскую душу, где скромных русских девочек заставляют для раскрепощения и освобождения от патриархального гнета заниматься сексом с 15-ти лет итд, итп.
Еще пример "истерической фантастики" - так и недочитанная мною "Мечеть Парижской Богоматери". Я отнюдь не сторонник ислама, но мне б в голоу не пришло показывать мусульман настолько уродами.
31.07.2008 в 18:47

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Огненный Тигр
Вот-вот-вот! Не люблю ни... этого образа мышления, ни его воплощения в книги.
31.07.2008 в 18:55

тварь, воспитанная книгами
silent-gluk Ибо примитивен, как надпись на заборе. Это даже не борьба Добра со Злом, а просто "Бей ненаших". Я люблю читать о противостоянии культур, идеологий, и когда такое начинают опошлять... слов нет, они вырезаны цензурой.
31.07.2008 в 20:59

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
silent-gluk
аниме много стимпанковских, например Хаул
31.07.2008 в 23:05

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Огненный Тигр
Прости, но где ты там нашел _культуру_?! В лучшем случае - набор злобных штампов, в худшем - набор не менее злобных авторских тараканов (побольше мадагаскарских, да с крыльями!)...
31.07.2008 в 23:06

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Solet SerCro
Не, мне бы книг...
31.07.2008 в 23:28

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
silent-gluk
куниги если вспомню - скажу, ладно? Хреновая у меня память...
01.08.2008 в 00:49

тварь, воспитанная книгами
silent-gluk В самих книгах культуры нет. Причем ладно, что у врагов ее нет, ее обычно и "нашим" не хватает. Есть развесистая клюква о самых лучших/чистых/правильных, а культуры нет.
Я говорю о том, что ситуация противостояния культур сама по себе интересна. А "истерическая фантастика" ее опошляет.
01.08.2008 в 01:55

Ливерпанк Либерпанк?.. Господи, что это такое?..
01.08.2008 в 02:04

Solet SerCro silent-gluk : Стимпанк (парапанк) - это романтизация первой НТР. Как правило, красивая. Как правило - доступная в виде анимешных фильмов. =) Это решительно весь Миядзаки, во всяком случае, элементы его присутствуют в миядзаковских творениях повсеместно.
Это - тот мир в «чистовиках-черновиках» Лукьяненки, который «в подражание Жюлю Верну».
Это кое-что у Лазарчука - несмотря на то, что вообще-то у него - альтернативная история.
Потому что стимпанк очень сродни альтернативной истории, только "думает" о другом. - У меня самого неоднократно, но, впрочем, в давно прошедшем прошлом, возникали сладкие мечты о чём-то про «мир дирижаблей», мир иного поворота социально-психологического (и, в частности, без первой мировой или с другими её результатами), исторического и технологического развития...
01.08.2008 в 02:22

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
клуб любителей Стругацких
ааа, сенькс ^^ ну Большие человекообразные роботы(тм) - это вроде тоже стимпанк ^^
Да-да, "Война в воздухе" Уэллса, именно ее я так мучительно вспоминал ^^
01.08.2008 в 02:27

Solet SerCro : У меня сложилось впечатление, что эти термины употребляются хаотично. Одни называют ими нечто «в стиле ретро», другие - нечто «про девочек и роботов». «Панк», на мой взгляд, явно говорит о том, что употребление этих названий для обозначения жанра ностальгирования по несбывшимся уютным временам — не очень уместно, хоть и имеет место быть.
01.08.2008 в 02:55

With a crew of drunken pilots, Were the only airship pirates!
клуб любителей Стругацких
Вот и я об этом думаю...
Ну вот "Война в воздухе" - это именно стимпанк. Поэтому я Миядзаки как-то неуверенно причисляю, разве что Хаул - точно. Остальное на панк ну никак не тянет...
01.08.2008 в 03:02

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Solet SerCro
Спасибо! У меня тоже с памятью пролемы... Единственное, что вспоминается, - "Павана". Понравилось, но не более того...
01.08.2008 в 03:03

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Огненный Тигр
"Истерическая фантастика" как свидетельство противостояния культур будет интересна лет так через много... Как сейчас интересна, скажем, советская литература... Такая, "кондовая советская". Тот же Кочетов, к примеру...
01.08.2008 в 03:05

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
клуб любителей Стругацких [

Ну вот там где-то выше я приводила объяснения... Поскольку "либерпанк" очень любят те, кто любит и термины "либераст" и "толераст", я его, "либерпанк", не любила уже заочно. Познакомилась - убедилась: правильно не любила!