Продолжаю отчет о Зилантконе-2022. Сегодня мы поговорим о третьем дне, который был наполнен событиями больше, чем второй (потому что проходил в месте проживания).
Напоминаю, что в начале ноября в славном городе Казани состоялся Зиланткон-2022, уже 31 (на самом деле - 32, но юбилейный, 30, пришелся на тот год, когда из-за ковида все поотменялось, был почти исключительно он-лайн - мне и в этом повезло, - и было принято решение считать его № 29 3/4. Соответственно, 30 Зиланткон был на самом деле 31, и т.д.) и 18, на котором я была.
Проходил он в двух форматах - основная часть - "в узком кругу" (ну как узком - полный профилакторий КАПО, он же гостиница "Туполев"), "для своих", и 1 день - в ДК Ленина (кстати, что-то перестали его именовать "Ленин-Сараем", хотя формально он им и остался - на нем так и написано. Кажется. Напоминаю, что по-татарски "сарай" значит "дворец".), открытая программа для всех желающих (купивших билет, естественно). Когда-то вся программа Зиланткона была открытой (не считая спонтанных ночных концертов в КАПО - хоть он, собственно и _профилакторий КАПО_, но для краткости его все именуют просто КАПО) и в ДК. Потом с ДК случилась реставрация, потом со всеми нами случился ковид... Так что доля мероприятий "для своих" существенно выросла. Не уверена, рада ли я этому. (Хотя, конечно, жить в центре событий гораздо удобнее, а в ДК больше не разрешают селиться.)
Я, естественно, не могла упустить такой шанс изобразить из себя/показаться/прикинуться/сыграть в/убедить себя свою/своей, и поселилась в гостинице "Туполев" (это все тот же профилакторий). Соответственно, все 4 дня программы мне и достались. Почти. (Потому что, вообще-то, в программе было 284 мероприятия, даже если бы каждое из них занимало всего полчаса - а большинство мероприятий так не делает, то, "выстроенные в ряд", они бы составили почти 6 суток. А у нас было всего двое, и два раза по полдня, и не забывать о ночном времени, когда, теоретически, надо хоть как-то передохнуть... И написать отчеты для "Летящего Зиланта" -
vk.com/let_zilant . Поэтому ночной и неофициальный Зилантконы прошли мимо меня абсолютно полностью. Спасибо "ЛЗ" - им очень удобно прикрываться: мол, это не я такая слабая и неприкаянная, что не тяну еще и ночную программу и не имею компании, куда пойти, это я делаю нужное дело - пишу в "ЛЗ". Что ж, одна польза от писания в "ЛЗ" есть - мне теперь не надо мучительно сочинять что-нибудь о мероприятиях, а можно брать тексты оттуда. Ну так вот, двое суток и два раза по полсуток. А значит - что? Правильно, _пересечения программы_. Из-за них даже не на всех мастер-классах удалось побывать.). Во всяком случае, на 28 я побывала и по 25 написала отчеты. Скоро вы их тоже прочитаете, если не читали еще в "Летящем Зиланте". И на картинки посмотрите (а вот их в "ЛЗ" не было).
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9451983/9451983_600.jpg)
Заглавной фотографией сегодня пусть будет эта - "Скади и Локи".
читать дальше
Наверное, это и правильно, что требующие сильного умственного напряжения мероприятия ставят на утро, когда все еще свежие и выспавшиеся (и не надо так громко хихикать!)… Я говорю о лекции Константина Асмолова (Маккавити, vk.com/makkawity ) «Политология фэнтези». Вообще секция футурологии и фантастики представила целый цикл лекций и семинаров, но я посетила только две – вчера (о прогнозировании и его методах) и вот сегодня с утра.
Речь шла о том, что мало кто из авторов фантастики и фэнтези описывает или хотя бы учитывает _все_ последствия фантастического допущения (нет, имен здесь не будет; да их и не произносилось – речь шла теоретическая и общая). А как было бы интересно, если бы… (да, это тоже фантастическое допущение, и к нему вполне относится вышесказанное).
С другой стороны, специалисты-политологи, или специалисты по международным отношениям или комплексной безопасности могли бы рассмотреть, как известные им законы общественного развития работали бы, если бы мир был бы обогащен фантастическим допущением. Возможно, это помогло бы в постижении законов мира реального.
Впрочем, собственно о политологии как таковой речи практически не шло.
А основной вывод, сделанный глюком, был, как обычно при посещении мероприятий этой площадки, выводом о слабом глючьем интеллекте.
(А фотографий опять нет.)
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9448983/9448983_300.jpg)
Мастер-класс по мокрому валянию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9449252/9449252_300.jpg)
А это - результат. (Моя - оранжевая, я ее потом весь день катала в ладонях. А потом она окончательно высохла.)
Светлана Коткова (Элементаль, vk.com/s.kotkova ) провела в рамках площадки «Ремесла и рукоделия со Станой и Ко» мастер-класс по валянию бусин из шерсти.
Вообще валять можно сухим (с помощью специальных игл; кто не знаком – предупреждаю: очень колючие и зазубренные) и мокрым (с помощью тазика с мыльной – непременно мыльной; а лучше использовать средство для мытья посуды – водой) методами. На одном из прошедших Зилантконов, я помню, нас учили валять сухим способом, а сегодня очередь дошла до мокрого.
По описанию все выглядело просто: берешь шерсть (специальную шерсть для валяния, хорошо расчесанную; водится в рукодельных магазинах), сворачиваешь из нее шарик, щедро его мочишь в вышеупомянутом тазике с мыльным раствором и катаешь этот шарик в ладонях. Мочишь и катаешь. Катаешь и мочишь. До тех пор, пока он не уменьшится в размерах и не станет плотным.
На деле же проблемы начались со сворачивания шарика (а вообще говоря – с отрывания куска шерсти. Он не хотел). Шарик разворачивался. На третьей итерации процесса «сверни, а я развернусь» пришлось прибегнуть к помощи мастера. Хорошо хоть намочить и покатать удалось самостоятельно. Хотя нужной гладкости и плотности шарик так и не обрел. Руки других участников мастер-класса оказались прямее, а их шарики лучше.
Ну, зато стол помыли. С мылом.
Попутно нам рассказывали, как можно украсить готовый и высохший шарик – привалять к нему шерсть другого цвета или расшить бисером, а также – что вообще можно сделать из этой единственной бусины (кулон, брелок).
P.S. Нет, не любит меня шерсть – что сухим способом не очень получалось валять, что вот сегодня – мокрым. А уж о попытках прясть я не буду рассказывать, чтобы совсем не расстроиться.
Ольга Ильина (Ольга_Тигра, vk.com/tigra_ol ) провела еще один мастер-класс. Вообще она провела в тот день целых _два_ мастер-класса, но о втором мы поговорим отдельно.
Итак, мы учились плести из бисера (как вы уже догадались) в крестик (или крестиком).
Вообще-то я умею плести крестиком (как-то меня осенило, как это надо делать; на том мой прогресс в бисероплетении и завершился; я имею в виду – до мастер-классов Ольги_Тигры). Но только двумя иголками. А тут нам предложили плести одной.
Глюк озадачился. Но начал выполнять рекомендации (набрать бисер, пропустить бисерину, нанизать бисерину и т.д.). Как ни странно, начало действительно получаться нечто похожее на цепочку крестиков (особенно если не забывать подтягивать леску).
В принципе, можно было набрать цепочку покороче и сплести еще одно колечко. Но я хотела браслетик. А не хватило. Ни времени, ни набранной цепочки. Подумываю приделать к ней удлинитель.
Надо было ограничиться колечком – тогда, может быть, попробовали бы и квадратный жгут (какие-то воспоминания шевелятся, но очень смутные), и несколько цепочек рядом…
В принципе, конечно, уметь плести двумя способами – лучше, чем одним. Но, подозреваю, цепочку в крестик я буду плести все же двумя иголками.
(А фотографий опять нет.)
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9449510/9449510_300.jpg)
Браслет-кумихимо.
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9449927/9449927_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9450033/9450033_300.jpg)
Станок-марудай (см. ниже).
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9450437/9450437_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9450541/9450541_300.jpg)
Все дружно плетут.
Восточная площадка Яри, Юки и Кицунэ на этом Зилантконе представила много мероприятий, но я дошла только до одного из них – до мастер-класса по плетению шнуров-кумихимо. Вел его Кирилл Кулаков (Нэкомура Юкиро, vk.com/yukiro75 ).
В качестве примеров для восхищения (подражать этому мы сможем явно еще нескоро) на стол выложили несколько шнуров и поясов, сплетенных в технике кумихимо.
Мы повосхищались.
Потом нам раздали нитки и приспособления для плетения, помогли правильно разложить первые по вторым, показали, как надо перекладывать нитки – и оставили нас наедине с будущими браслетами. Нет, конечно, если бы кто-то запутался, мастер ему бы помог, но пока все гладко – зачем наставник? Сиди и перекладывай ниточки по кругу в нужном порядке. Медитируй. Не хуже шента помогает очистить мозг. Мы и перекладывали.
Тем, кто не успевал, приспособления для плетения выдали «на дом» - с просьбой вернуть, когда доплетете.
А мастера - на мастер-классе собрались несколько мастеров, - пока участники плели простенькие шнурочки на специальных пластиковых дисках (водятся в рукодельных магазинах, спрашивать «приспособление для кумихимо»), обменивались секретами мастерства и плели какой-то сложный узор на станке-марудае.
Надо бы вспомнить, как это делается, и доплести давно начатый шнурок. И попробовать разобраться в плоском плетении.
Оказывается, «игровая хронология» (исторические периоды, по которым устраиваются игры) включает в себя не только «цивилизованные времена», но и каменный век. В сущности, почему бы нет? Я о таких играх не слышала, но я много о чем не слышала – а оно есть и абсолютно не заморачивается моим неведением.
Но чтобы хоть как-то отыграть необходимый исторический период, о нем необходимо хоть что-то знать. И Александра Дмитриева (Гунхильд), музейный работник, при участии... А вот при чьем участии? Я не расслышала... взяла на себя задачу нашего просвещения. Приехать она не смогла, так что лекция читалась по Зуму. И хорошо, что для этого выделили помещение и необходимую технику, а то читала я об интересных событиях, транслируемых в Палантире, - а как их посмотреть? (Ничего, вот вернусь – посмотрю на Ютьюбе.)
Нам рассказали о трех (правда, западная традиция считает, что двух) периодах, на которые делится каменный век, об эволюции Homo Sapiens Sapiens и о тупиковых ветвях ее, о орудиях каменного века (всем известные рубила, скребки и не только), о неолитической революции (она же – переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию) и ее последствиях, о том, какие, вероятно, были жилища и одежда у племен каменного века, о межличностном и межгрупповом взаимодействии в ту эпоху и о многих других материальных аспектах жизни в каменном веке, что, с одной стороны, просто интересно, а с другой – пригодится для отыгрыша.
Лекция была интересной, но, увы, основная проблема Зиланткона – нехватка времени – не обошла и ее. Правда, Гунхильд обещала на следующий день продолжение, в ходе которого собиралась поговорить о духовной жизни в каменном веке. И об этом мы тоже поговорим.
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9450850/9450850_300.jpg)
Доплетая на ходу шнур-кумихимо, я отправилась на вторую за сегодня встречу с Ольгой Ильиной (Ольгой_Тигрой), на мастер-класс по бисерной мозаике.
Забавный способ плетения: в каждом следующем ряду заполняешь промежутки предыдущего ряда, что было впадиной – начинает вытарчивать и нуждаться в очередной порции заполнения… И так до бесконечности / пока не надоест / пока не наберется нужная длина или ширина.
Ольга_Тигра здраво полагает, что с мастер-класса надо уходить с готовым изделием, поэтому каждый раз заморачивается подбором небольшого, достаточно простого в исполнении и симпатичного на вид изделия. В этот раз она предложила нашему вниманию летучую мышь, но вскоре выяснилось, что наши способности оказались сильно переоценены – уж слишком сложная форма у этой мыши оказалась. Поэтому мы быстренько перестроились – и начали плести цветок о трех-пяти (кто сколько успевал) лепестках. Там тоже не обошлось без прибавок и убавок, но, по крайней мере, они были понятнее. А когда по последнему ряду проходились еще раз ниткой и стягивали, лепесток обретал трехмерность.
Интересный способ плетения. Главное – что, когда минуешь сложный момент с набором первых двух рядов, он сам «ведет иголку». Надо бы потренироваться и сплести пару браслетиков, благо их есть кому пристроить…
Как бы ни было наполнено расписание (а на Зилантконе оно наполнено всегда, нам ли не знать), туда всегда можно втиснуть еще мероприятие… Вот и втиснули, - думала я вчера, обнаружив на сегодняшнем расписании наклейку с пометкой «Чаепитие с куклами БЖД, и не только...». В принципе, на Зилантконе место куклам находилось и раньше – то проводился конкурс фотографий исторических кукольных костюмах, то нет-нет да встречались участники, бережно несущие куклу на плече или на руках, вчера вот провели небольшую, но милую и интересную выставку кукол в ДК им.Ленина… О Сашеньке и Витюше, с которыми я уже много лет приезжаю на Зиланткон, я молчу.
Но чаепитие с куклами? Это что-то новенькое. Вдохновившись замечанием про «не только», я решила зайти с Сашенькой и Витюшей. В принципе, я не БЖДшник… Так, кажется, нужен небольшой ликбез. Практически у любой куклы есть так называемые «точки артикуляции» - «суставы». У тех, что попроще, точек артикуляции пять (шея, плечи, бедра), у тех, что посложнее, - побольше (как у человека, вплоть до «суставов пальцев»). Шарниры бывают разного устройства. Так вот, БЖД, BJD – Ball-Jointed Doll, это кукла, чаще всего азиатская (хотя делают их и в других странах, в том числе и в России), у которой «суставы» устроены определенным образом. Спросите любимый поисковик «БЖД кукла» - он вам и расскажет в подробностях, и покажет. Так вот, Сашенька и Витюша – не БЖД.
Придя в указанную в расписании комнату, я обнаружила расположившихся на столе и общающихся («я понимаю, что куклы – существа неживые и общаться не могут, но предположим, что… У нас Другой Мир или где?»; насчет одушевления и неодушевления кукол есть разные подходы, но мы в эти дебри не полезем), а за столом – их опекунов, владельцев, хранителей и т.д. – существуют разные термины и самоназвания.
Народ постепенно приходил еще, рассматривал кукол (на столе сидели куклы разные – классические БЖД от Studio Milim, Звезда Подиума, Monster High и т.д.), рассказывал о них и слушал рассказы. Делился, как куклы подвигали своих хранителей и т.д. на рукоделие, рисование и прочие изящные искусства (это я даже и фотографировать не умею…). Обсудили проблему поддельных кукол (да, кукол известных фирм подделывают, это целая индустрия, и в кукольном сообществе отношение к подделкам и их владельцам далеко от спокойного), порассказывали о путешествиях с куклами.
Поговорили о том, что на Зилантконе много кукольников, просто они хорошо маскируются, и о том, что надо бы это отметить и в мероприятиях. Так что не исключено, что мы находимся при рождении новой площадки…
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9451335/9451335_300.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/silent_gluk/12280813/9451658/9451658_300.jpg)
"Скади и Локи" ( vk.com/skadyiloki ).
«Скади и Локи» (Скади, Моринилле, Трубадур, Файбер) при большом стечении народа сегодня давали концерт. Светлые и добрые песни – так они охарактеризовали подборку для него.
«Скади и Локи» непрерывно расширяют свой репертуар, и вот уже его хватает на тематические (или, в данном случае, надо говорить о настроенческой?) подборки. Звучали старые и условно новые песни, в том числе и редко исполняемые самой Скади (хотя она в последнее время совсем нечасто выступает без группы).
Зал принял выступающих тепло, был благодарен, долго аплодировал, подпевал (никогда не могла понять, кстати, откуда народ знает, что одному исполнителю подхлопывать, подтопывать и подпевать можно, а другому – нет?). «Скади и Локи» «отвечали симметрично», щедро делясь с залом позитивом и прекрасными песнями (если и не всегда они были светлыми и добрыми «в одном флаконе», то хоть одним из этих свойств обладала каждая). Жаль только, что забылось правило, бывшее в ходу еще на тех Зилантконах, в которых я уже участвовала: входить и выходить только в перерывах между песнями.
Кстати, хочу заметить, что подход Скади ( vk.com/smerkovich ) к концертным записям (пишите, только потом поделитесь) мне нравится больше. И я уже отправила запись на (не)одобрение к распространению, и она уже вернулась с одобрением.