Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вот сейчас принято говорить, что у молодежи клиповое мышление. И ругать его.
Но вот интересно - не оно ли обеспечивает оной молодежи возможность замечать мельчайшие детали в фильмах?.. А то значимыми ж желают какие-нибудь футболки третьего персонажа в пятом ряду, и на этом строят возможность разгадать какой-то поворот сюжета... При обычном просмотре я бы никогда не обратила внимание на эту футболку, да и при покадровом - не факт. А люди замечают...
Но вот интересно - не оно ли обеспечивает оной молодежи возможность замечать мельчайшие детали в фильмах?.. А то значимыми ж желают какие-нибудь футболки третьего персонажа в пятом ряду, и на этом строят возможность разгадать какой-то поворот сюжета... При обычном просмотре я бы никогда не обратила внимание на эту футболку, да и при покадровом - не факт. А люди замечают...
И меня таки интересует вопрос с клиповым мышлением: это я такая рекордно невнимательная, или действительно нынешние фильмы ориентированы на тех, кто воспринимает немного не так???
Ты смотришь на основную композицию: если в кадре в центре главный герой, то ты и смотришь на главного героя. И ты так делаешь не потому, что невнимательная, а потому что привыкла смотреть фильмы, где нужно смотреть только на то, что на первом плане.
И есть люди, которые смотрели в основном фильмы... ну, назовём, перевёртыши, где конец всегда неожидан и вообще переворачивает всё с ног на олову, потому что изначально всё было не тем, чем казалось ("Бойцовский клуб", к примеру, или тот фильм с Брюсом Уиллисом, где мальчик говорил, что "всегда вижу мёртвых людей"). Там в основном всё построено на недомолвках, герои никогда не говорят прямо, а режиссёр с оператором, словно играют со зрителем в игру "Где Уолли?", раскидывая объясняющее мелкие детали по кадрам. В результате, зритель начинает смотреть не в центр, а по краям.
Но это так себе умение, ведь такие зрители не умеют смотреть в центр и часто ищут скрытые послания в фильмах, где их никогда не было.
А самое лучшее зрительское умение - смотреть в центр и следить за сюжетом, чтобы фильм не превращался в набор не связанных между собой кадров. Отмечать и запоминать мелочи (например, какие занавески были на окне в комнате у горничной), это дополнительное, но не обязательное зрительское умение.
В конце концов, фильм - это не компьютерный квест, это цельное произведение, показывающее режиссёрскую задумку или мысль. И зритель здесь выступает именно как зритель, а не как бы "активный" участник процесса.