Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Я давно собираюсь заняться темой перекличек между произведениями Стругацких. Ну, самый явный случай - это "Беспокойство" и "Улитка на склоне", где они обогащают друг друга забавными нюансами восприятия. Но я не о том.
Каждый раз меня отвлекают аналогичные переклички у Дяченко - там они как-то больше "на поверхности".
Но вот сейчас я нашла еще одну возможную перекличку - и записываю, чтобы не забыть. "Поиск предназначения" и "Пикник на обочине". Тема "предательства друга". Даже не то что _предательства_... Просто то, что ты считал дружбой, на самом деле было использованием тебя. Любопытно, кому в этом плане больше повезло - Шухарту или Красногорову?
Каждый раз меня отвлекают аналогичные переклички у Дяченко - там они как-то больше "на поверхности".
Но вот сейчас я нашла еще одну возможную перекличку - и записываю, чтобы не забыть. "Поиск предназначения" и "Пикник на обочине". Тема "предательства друга". Даже не то что _предательства_... Просто то, что ты считал дружбой, на самом деле было использованием тебя. Любопытно, кому в этом плане больше повезло - Шухарту или Красногорову?
Была у меня когда-то нездравая мысль учинить опрос на тему, правильно ли (с точки зрения голосующих) поступили Саул и Гаг...
спрошу у вас как у специалиста по Стругацким: "Беспокойство" считается отдельным, завершенным, полностью самостоятельным произведением, или чем-то вроде подготовительного варианта к "Улитке на склоне"?
Хейлир,
правильно ли (с точки зрения голосующих) поступили Саул и Гаг...
А какой их поступок имеется в виду? Возвращение "домой"?
Я-то энное количество лет после прочтения считала "Ну конечно, а иначе в чём смысл книги?"
Потом в нескольких отвлечённых от Стругацких разговорах я внезапно поняла, что не все придерживаются такой точки зрения. Потом прочитала сценарий про Гага, где его ровесники из Мира Полудня искренне не понимают, что он забыл на Гиганде... Вот не понимают и всё. Как обитатели Арканара не поняли бы рассказов Руматы о Земле.
Правда, ещё потом я узнала из оффлайн-интервью, что по крайней мере Борис Натанович тоже считал "А зачем тогда было это всё, если б Гаг остался?"
Но, имхо, ситуации Данга и Гага отличаются друг от друга как... ситуации Малянова и Вечеровского, например. У Данга не было даже одной обоймы.
Ну и потом... возможно, Данг когда-нибудь тоже поможет своей бывшей планете — не так, как Гаг, а как гражданин Земли. Возможно.
Я-то энное количество лет после прочтения считала "Ну конечно, а иначе в чём смысл книги?"
Я тоже, в значительной степени из-за того, что привыкла доверять нравящимся мне авторам: если они считают, что некий поступок героя правилен (а в обеих книгах это ясно видно), то я с ними обычно соглашаюсь.
сценарий про Гага, где его ровесники из Мира Полудня искренне не понимают, что он забыл на Гиганде...
Сценарий в каком смысле? Для экранизации "Парня из преисподней"? Или это был фанфик?
по крайней мере Борис Натанович тоже считал "А зачем тогда было это всё, если б Гаг остался?"
Приятно увидеть такое подтверждение от одного из соавторов!
ситуации Данга и Гага отличаются друг от друга как... ситуации Малянова и Вечеровского, например. У Данга не было даже одной обоймы.
Сознаюсь, сравнение с Маляновым и Вечеровским я не могу в должной мере оценить, так как недостаточно хорошо помню детали "За миллиард лет до конца света" (очень редко перечитываю эту вещь).
с Саулом - другая ситуация. Он - из тех людей, которые полагают свой долг перед родиной воистину беспредельным, даже если исполнение этого долга приведет их к гибели. Поэтому он упрекает себя даже за тот недолгий отдых, который позволил себе - в виде бегства в будущее.
Вообще история с Саулом для меня всегда была очень загадочной и сильно выбивающейся из реалий Мира Полудня: там это единственный случай путешествий во времени, к тому же никак не объясненный с научной (ну, с научно-фантастической) точки зрения - можно сказать, мистический.
Я имела в виду авторский первоначальный вариант "Парня...", который задумывался как сценарий. Это уже потом его переделали в повесть.
Вот здесь можно посмотреть, например: http://www.flibusta.net/b/172949/read#t7
Я его сейчас перечитала и поняла, что запомнился он мне как-то криво. Как раз "ровесники Гага" его поняли в конце концов.
А "Для нас это преисподняя, а для него — родина. Родина, сынок!" было сказано Корнею, не им.
Так что прошу прощения за неточность.
Надо же, а я и не знала, что первоначально это был сценарий! Хотя когда я (еще в советское время) задумывалась о возможных экранизациях произведений Стругацких, то "Парень" всегда казался мне одной из самых подходящих для этого вещей, наряду с "Обитаемым островом" и "Жуком в муравейнике".
Спасибо за ссылку, пойду прочитаю и сравню с повестью.