Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Четвертая часть тетралогии про Штеффи и Нелли, беженцев из Австрии.

Война закончилась, и вот они - да и все остальные - пытаются жить дальше. С переменным успехом.

И есть там один эпизод... Художница, приехавшая на лето на остров, пишет портрет Нелли и приглашает ее с сестрой на вернисаж.

Эпизод длинный, поэтому я его под кат:

Эпизод

Как я есть эмоционально-нравственная тупайя, то вот не могу понять, почему эти картины (я не говорю сейчас о поведении художницы) - безнравственны? Или имелось в виду, что нехорошо так пугать ребенка (Нелли 13)? И почему подразумевается, что Карите Борг трагедия войны безразлична? (Ну, может, с эмоциями у нее действительно некоторые проблемы (судя по описанию ее общения с малышом) - но Штеффи-то этого не знает!).

@музыка: Скади - Брин Мирддин: И погибло царство Вортигерново...

@настроение: любопытное

@темы: Детская литература, История, Книги, Тор

Комментарии
14.01.2011 в 05:41

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
Художница использовала Нелли "втемную", даже не задумавшись, что "еврейская тема" для девочки может быть больной, личной. Это нечестно даже в отрыве от военных событий и от вопросов геноцида. За одно это Штеффи имела право и на бОльшую резкость в отношении фру Борг. Нелли имела право знать, для чего ее рисуют, и имела право на возможность отказаться, если уж по совести.
А еще из этого текста хорошо видно, что и Нелли, и события войны, и концлагеря - только материал для фру Борг. Она одинаково относится к холсту, помещению выставки, Нелли, креслу, в котором Нелли сидит, колючей проволоке и тюремной робе. Это материал, это не живые люди и не живые события для нее.
И Штеффи не обязана учитывать, какие там проблемы с эмоциями у фру Борг. Она защищает свою сестру, это ее право и ее обязанность. А вот фру Борг - и как старшая, и как художник - обязана учитывать свой недостаток эмоций и чувствительности и помнить, что вокруг нее не все такие же деревянные.
14.01.2011 в 06:08

KattyJamison
Ну, Нелли, несомненно, испугалась, и понятно, почему, а Штеффи пытается её защитить (и тоже понятно почему, хотя можно было бы сделать это иначе. По-моему, она только больше так её напугала). Но мне, например, неочевидно, что фрау Борг "ничего не понимает." Прекрасно понимает, и контраст получила впечатляющий и на человека удалённого от этого кошмара он должен действовать именно так, как задумано: поразить, расстроить, шокировать, возмутить. Другое дело, что ей надо было бы предупредить Нелли на входе или, ещё лучше, до, что одна из картин изображает её в очень страшном месте...
15.01.2011 в 03:11

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Firnwen
По-моему, ей и надо было, чтобы тема была _личной_. Я в живописи не разбираюсь от слова "совсем", но вот кажется мне, что "эмоциональная вовлеченность" модели будет заметна и будет воздействовать на зрителей?

Извини, но вот объясни тупой мне - _почему_ это видно - если отбросить финал с разговором со Штеффи? (В этом разговоре все прописывается открыто и доступно для таких, как я, но Штеффи-то рассердилась _до_ него).

А относительно эмоций - я не имела в виду, что это оправдание, я имела в виду - откуда Штеффи-то знает об этом?
15.01.2011 в 03:13

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
KattyJamison

Мне вообще кажется, что идея второй картины пришла к фру Борг позже. И что она могла сделать? Не приглашать Нелли?
21.01.2011 в 08:32

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
silent-gluk имхо, нужно быть совсем идиотом, чтобы не понимать, какой будет "эмоциональная вовлеченность" модели такой картины. Художница идет на это сознательно, и это логично. Нелогично на мой взгляд и очень нехорошо на мой же взгляд то, что она даже не задумывается о том, что модель надо бы предупредить, о том, какие эмоции и ощущения вызовет картина у модели, да даже о том, что модели всего 13, и взрослый цинизм она еще не могла отрастить (а к этой теме и вовсе вряд ли отрастит). То есть, художница о модели думает не больше, чем о кресле или покрывале для той же картины.
23.01.2011 в 03:52

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Firnwen
Мне что-то в этой истории кажется неестественным... Словно первичным был "социальный" компонент: "богатые не могут быть чуткими и хорошими", а уж потом появилась эта история с художницей...