Что такое джихадШахид - буквально «свидетель» (ср. «шахада» — свидетельство, исламский символ веры), чаще всего употребляется в смысле «мученик за веру».
читать дальшеСчитается, что шахидам (в том числе всем, кто пал во время джихада) уготован Рай; вера в это была сильнейшим моральным стимулом для мусульманских воинов.
В XX веке в мусульманских странах «шахидами» стали называть также тех, кто погиб за родину, вообще за светскую, но всецело одобряемую обществом идею.
Термин, таким образом, приблизительно соединяет в себе европейские понятия «мученик за веру» и «павший герой». Распространенное ныне представление о том, что термин «шахид» означает террориста-самоубийцу, исламскому словоупотреблению не соответствует.
--------
Джихад (от араб. усилие) — понятие в исламе, означающее усердие на пути Всевышнего Аллаха, и ложно называемое ориенталистами «Священной войной против неверных». Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой мусульман против не-мусульман, однако
понятие джихада значительно шире. Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газава́т — силовая борьба с кафирами). Джихад ведётся исходя из возможностей — жизнью, имуществом, словом. Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед).
Моджахед — это не только воин, но также учитель, и священник и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом, то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.
читать дальше
Джихад, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама — одна из главных обязанностей мусульманской общины. Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу. Военный джихад ни в коем случае не ведется для распространения ислама, но всегда ведется против тех, кто открыто и воинственно выступает против распространения религии. Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным же является джихад против зла собственной души. Но, конечно же, может наступить ситуация, когда именно военный джихад будет иметь первостепенную важность.
* К сожалению, понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило у них название «Священная война» (у многих мусульманских народов — Газават, то же что и Джихад). Однако в Исламе нет понятия «священная война». Это христианский термин. По Шариату война может быть либо справедливой (оборонительной), либо несправедливой (захватнической).
* Начиная с IX—X вв. понятие джихада наполняется новым содержанием: появились представления о высшей форме джихада — духовном джихаде, внутреннем самосовершенствовании на пути к Аллаху, а также представление о четырёх видах джихада: джихад меча, джихад сердца, джихад языка и джихад руки.
Виды джихада
На современном этапе исламские ученые-богословы выделяют следующие виды джихада:
1. Джихад посредством распространения истинных знаний об Исламе.
Этот вид джихада включает в себя обучение мусульман правилам и предписаниям Ислама, а также обязанность проповедовать Ислам.
2. Джихад имуществом.
Цель этого вида джихада заключается в том, чтобы установить порядок в обществе и обезопасить мусульманские государства от возможных нападений извне.
3. Оборонительный джихад.
Это джихад, который ведут мусульмане, против сил, противостоящих Исламу, борющихся и желающих нанести ущерб Исламу и мусульманам.
4. Наступательный джихад.
Необходимость этого возникает в том случае, если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Аллаха и вести проповедь Ислама.
5. Всеобщая мобилизация.
Объявляется, когда армия противника нападает на мусульман, тем самым угрожая религии, жизни, имуществу и свободе вероисповедания.
6. Джихад со своими внутренними дурными наклонностями и пагубными страстями, со своим нафсом (эго).
Сущность этого вида джихада заключается в том, чтобы воспитать свою душу в покорности Аллаху и преодолеть влечение к запретному.
Условия джихада
* Военный джихад прекращается: Когда же враг ваш прекратит борьбу, Оружие сложите…
* Джихад не может начаться, если мусульмане заключили договор о ненападении с неверными.
* Во время джихада запрещены действия, приводящие к гибели:
1. женщин, несовершеннолетних, детей;
2. престарелых людей;
3. инвалидов и тяжело больных;
4. крестьян и наёмных рабочих;
5. монахов — людей, уединившихся в молельнях для поклонения, из обладателей писания;
6. Аз-Зиммий (то есть, человек из многобожников, живущий под исламским правлением и платящий подушной налог «джизья»);
7. Аль-Муахид (тот многобожник, который заключил с мусульманами договор о ненападении);
8. Аль-Мустаъман (тот многобожник, которому дана безопасность от любого мусульманина).
-----------
Шахид … как много в этом слове <...> Ислам не разделяет бытие человека на мирское и духовное, поэтому он шире смотрит на вопрос того, кто является мучеником, признавая право считаться таковыми, в отличие от христианства, и за павшим на войне, и от рук преступников, защищая себя, свою семью, веру. При этом, как и в любом проявлении человеческой деятельности, внутренних движений души важно искреннее намерение человека.
читать дальше
К шахидам также относятся: умершие от чумы, плеврита, туберкулеза, от болезней живота, утопленники, женщины, умершие во время беременности и после родов в результате кровотечений, погибшие при самообороне, защите семьи или имущества, отстаивании своей веры.
<...>
Не лишним будет также напомнить, что сегодня в Дагестане считается, что смертью шахида погиб от рук террористов муфтий республики Саидмухаммад Абубакаров. Он один из первых призывал общество обратить внимание на растущую угрозу ваххабизма***. Однако своевременно ни в высоких кабинетах, ни где-либо еще его слова не были услышаны.
<...>
Другое дело, когда идеалы мученичества и жертвенности приобретают гипертрофированные формы. Как, например, в современной квазикультуре потребления. Именно в ней стали возможны призывы типа: «Живи быстрей, умри молодым» с культом употребления наркотиков, беспорядочных половых связей и проч.
Здесь есть свои герои: Джим Моррисон, всю жизнь занимавшийся систематическим самоуничтожением и умерший от передозировки наркотиков, аналогичная смерть постигла певицу Дженис Джоплин, умер, как указанно в официальном заключении, от удушья собственной рвотой в результате интоксикации барбитуров легендарный гитарист Джими Хендрикс, застрелился Курт Кобейн, певший, что «ненавидит себя и хочет умереть». Этот список далеко не полный.
Почти такое же отношение к понятию смерти за веру в Исламе имеет захват заложников или любой другой акт террора. По этому поводу шейх Ибн Джибрин в книге «Кайфа ну´алидж уаки´уна аль-алим» пишет: «Нет сомнения, что захват заложников никак не оправдывается с точки зрения Ислама, это глубоко невежественное и ложное действие. Более того, это - преступление, выходящее за любые пределы, наводящее ужас на заложников».
Ибн Джибрин называет террористов, захватывающих заложников, бандитами и пишет, что, если среди попавших в беду есть достаточно натренированные люди, то они могут постараться нарушить планы террористов. Таким образом, павший при освобождении заложников от рук тех, кто может называть себя «шахидом», сам по воле Аллаха становится шахидом.
Обращаясь к захвату мюзикла «Норд-Ост», важно отметить, что люди, совершившие это с любой точки зрения преступление, не представляют какого-либо иного взгляда на джихад или смерть за веру в Исламе. Хотя подобная точка зрения была озвучена некоторыми СМИ.
О противоречии Исламу их деятельности говорит уже хотя бы полное религиозное невежество главы террористов, захвативших заложников в Москве, Мовсара Бараева, который называл себя шахидом, при том, что шахидом по определению может считаться только мертвый.
Более того, Бараев даже не знал перевода названия собственной «бригады» «Рияду салихин». Так с его слов бандиты стали «смертниками Ислама», что дало повод, например, НТВ заявить, что «террористы на языке Шариата называются шахидами».
Тем не менее, дословно «Рияду салихин» означает «Сады праведных». Это имя носит известный сборник хадисов Имама Навави, который, вполне очевидно, к терроризму никакого отношения не имеет. Возможно, что за свою недолгую жизнь Бараев видел или слышал от кого-нибудь это название.
<...>
*** Тут тоже неправильное использование термина. В настоящее время слово «ваххабизм» нередко (ошибочно) используется в русском языке как синоним исламского терроризма. На самом деле, ваххабизм - одно из течений ислама.
-----------
Ш.Аулетдинов - "О ВАЖНОСТИ ПРАВИЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО КОРАНА И НЕДОПУСТИМОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ОПРАВДАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА" - фетва