Что у Дяченко то тут, то там мелькают параллели, эпизоды, фразы и т.д., связывающие между собою, казалось бы, совсем разнородные книги.
Вот еще такой случай.
Дяченко, "Пещера":
цитата из "Пещеры"
" Некоторое время ехали в совершенной тишине, патом машина повернула и водитель сразу сбросил скорость, так резко, что Павла, чтобы удержаться, ухватилась за колено коренастого.
— Ой, — сказал за стеклом водитель. Коренастый дернулся. Привстал, сминая гармошку пластмассовых штор, и Павла вслед за ним увидела и водителя, и сидящего рядом блондина, и пустую широкую дорогу, и…
На обочине валялся, трогательно задрав колеса, маленький прогулочный автомобильчик. Из-под его помятого бока торчали тонкие ноги — одна босая, другая в остроносой бальной туфельке.
Павла зажмурилась.
Ой, нет.
Как будто опускается на голову, облипает тело тяжелая, пропитанная холодным жиром простыня. Ой, нет…
— Как же это… — одними губами сказал коренастый.
Павла мельком на него взглянула; жесткое лицо было бледным как простыня.
Блондин пробормотал полуразборчивую фразу — из-за стекла Павла расслышала только слово «инструкция». Водитель уже выдвигал трясущимися пальцами антенну маленького телефона:
— Алло? «Скорая»?..
Павла до боли сцепила пальцы.
— Как же это, — повторил коренастый, выражение детской растерянности очень не шло его мужествен-. ному жесткому лицу. — Как же мы можем…
— «Скорая» будет через десять минут! — выкрикнул водитель.
— Десять минут, — медленно повторил коренастый. И обернулся к блондину:
— Выходи. Инструкция…
Блондин помедлил. Потом щелкнула, раскрываясь, Дверь; звук почему-то показался Павле слишком громким. Хлестнул по нервам.
Что-то было не правильно.
Минуту назад она пережила приступ страха и приступ стыда, а теперь страх вернулся снова, и стыд явился заранее, авансом. Как она выглядит в глазах этих людей? Вечно трясущейся за свою шкуру курицей?!
Блондин уже шел к перевернутой машине. Все быстрее шел, бежал…
Павла закусила губу.
В чем не правильность происходящего, в чем?!
Почему ей вспоминается Кович со своим любимым словом «инсценировка»? Почему вместо боли за несчастную женщину под машиной ее мучит страх и муторное ожидание, предчувствие… чего?
И что же ей, Павле, делать? Умолять этих людей бросить умирающую под перевернутой машиной и ехать дальше. Чтобы довезти ее, Павлу, в целости и сохранности?!
— А…
Она открыла рот, тщетно пытаясь облечь свое предчувствие в слова. Коренастый удивленно к ней обернулся:
— Что?
Павла поперхнулась:
— Подожди…те… надо…
Слова ее потонули в странном свистящем звуке.
И сразу последовал хлопок — будто бросили камень и он шлепнулся на опустевшее сиденье рядом с водителем, неуместная шалость…
А из пальцев водителя уже валился телефон, а на сиденье рядом вертелась, разбрызгивая белые струи газа, какая-то непонятная черная вертушка, газ пах скверно, водитель закатил глаза…
— Наза-ад!..
Павла успела увидеть, как отшатывается блондин, будто обнаружив за перевернутой машиной живого саага в засаде.
Как заднее непробиваемое стекло вдруг проваливается вовнутрь, осколки красиво застревают в складках шторы.
Как коренастый сопровождающий выхватывает из ножен…
Что вы на это скажете, режиссер Кович?
Это была ее последняя мысль, потому что белый вонючий газ сковал ее мысли и чувства, высушил горло и бросил в беспамятство."
Все.
И Дяченко же, "Горелая башня"
Цитата из "Горелой башни"
"Он вдруг напрягся, подавшись вперед; там, на обочине, в путанице света и тени ему померещился некий темный предмет. Нет, не померещился... Или... Нет...
- Лежит, - сказал он хрипло. Крысолов поднял брови; он смотрел туда же, куда и Гай.
- Лежит, - повторил Гай с отчаянием. - Вот...
Впереди, на краю дороги, среди грязноватой груды прелых прошлогодних листьев лежал человек.
Женщина.
Темно-синий поношенный плащ комом сбился на спине, до половины накрыв голову, оставляя на виду тонкую ногу в коричневом чулке и путаницу волос на затылке. Правая рука женщины, выброшенная вперед, еще минуту назад скребла глину; на хрупком запястье сидел массивный браслет желтого металла. Похоже, золотой.
- Господи, - пробормотал Гай глухо. Машина дернулась вперед; Крысолов опрокинулся на спинку сидения, а Гай уже тормозил, на ходу распахивая дверцу, другой рукой нащупывая аптечку под сидением, и руки тряслись:
- Господи...
- Ты куда? - резко бросил флейтист.
Гай уже спрыгнул на землю. Лихорадочно огляделся в поисках возможного врага - никого не увидел, шагнул к лежащей. На мгновение сделалось страшно до тошноты - странная женщина, может быть, мертвая, посреди леса - но Гай рывком преодолел слабость, сжал зубы, склонился, протянул руку, намереваясь отвести плащ...
Его грубо схватили за ворот. Подняли над землей и швырнули так, что он пролетел метра два и рухнул на дорогу.
Глаза Крысолова горели, как зеленые лампы; смерив Гая холодным взглядом, он носком босой ноги отодвинул в сторону упавшую аптечку:
- Ну, ты и...
Через секунду в руках у него оказалась флейта; Гай зажал уши руками.
Звук пробился и сквозь пальцы. Звук был нехороший, выворачивающий наизнанку, совершенно мучительный звук; Гай открыл было рот, но крикнуть не успел.
Не переставая играть, Крысолов обернулся к лежащему телу; тело дрогнуло. Тело конвульсивно дернулось - и перестало быть телом, скомканный плащ зашевелился, это был не плащ уже, а огромная черная перепонка, и под ней не было женского тела - слепая труба, похожая на обрубок змеиного тела, кожистый мешок с гроздью тонких суставчатых щупалец, так точно имитировавших черные человеческие волосы... И нога в коричневом чулке сделалась пульсирующей кишкой, а там, где Гаю мерещилось колено, открылся мутный, будто подернутый жиром глаз. И золотой браслет на запястье обернулся костяной пластинкой.
Гая подбросило, будто пружиной. Он отполз к фургону, спрятался за колесом и укусил себя за руку.
- Жизнь во всех ее проявлениях, - брезгливо заметил Крысолов. - Живем, используя инстинкты. Причем приманки сразу две - добрый мальчик кидается спасать несчастную тетю, а жадный, к примеру, шоферюга захочет снять золотишко... Смотри, какая худая. Вот-вот с голоду околеет.
Кожистые бока неведомой твари поднимались и опадали; от булькающего хрипа, который при этом получался, Гая чуть не стошнило.
- Улиток, наверное, жрет... Потому как людей здесь, я думаю, давненько не бывало. А кто бывает - у тех страх пересиливает и жадность, и это самое... благородство... Безнадежно. Безнадежно, - резюмировал он, обращаясь к кожистому мешку. Тот задергался, засучил лапами, и близкий к обмороку Гай разглядел на боку твари - широкую пасть. Как "молния" на переполненном чемодане; пасть опоясывала мешок по кругу, и Гай вдруг ясно вспомнил одного фермера, год назад пропавшего в окрестностях леса, косоглазого застенчивого парня, молчаливого, странноватого, немного "не в себе"...
Гай всхлипнул. Аптечка валялась на боку, потеряв в пыли баночку с нашатырным спиртом, пузырек йода и запечатанный в бумагу бинт.
Многочисленные ноги кожистой твари вдруг напряглись, поднимая тело почти вертикально, круглый глаз мигнул; Гай хрипло вскрикнул - Крысолов удивленно поднял брови:
- Смотри ты...
Он вскинул руку, потом опустил, и страшное тело опрокинулось, осело, забилось в конвульсиях. Крысолов занес руку снова - тварь почти человеческим голосом застонала; рука упала - тварь распласталась среди листвы, и круглый глаз на кишкообразном отростке помутнел еще больше. Крысолов поднял руку в третий раз, задержал ее на весу, потом сказал со вздохом:
- Пошел вон.
Тварь дернулась; Крысолов убрал руку:
- Пошел вон, говорю!..
Тварь исчезла мгновенно - только что ворочалась в груде листьев - и вот уже нет ее, взлетела по стволу, растворилась в ветвях.
- Вот и все, - рассеянно сообщил Крысолов."
А из фразы в той же "Горелой башне" - "- А знаешь, - проговорил он, не открывая глаз, - как выглядел бы мир, если бы всякое так называемое доброе деяние... получало немедленную награду? Ну, хотя бы не наказывалось, а?.." - наверное, вырос один из миров "Казни"...
Вот говорила я как-то...
Что у Дяченко то тут, то там мелькают параллели, эпизоды, фразы и т.д., связывающие между собою, казалось бы, совсем разнородные книги.
Вот еще такой случай.
Дяченко, "Пещера":
цитата из "Пещеры"
И Дяченко же, "Горелая башня"
Цитата из "Горелой башни"
А из фразы в той же "Горелой башне" - "- А знаешь, - проговорил он, не открывая глаз, - как выглядел бы мир, если бы всякое так называемое доброе деяние... получало немедленную награду? Ну, хотя бы не наказывалось, а?.." - наверное, вырос один из миров "Казни"...
Вот еще такой случай.
Дяченко, "Пещера":
цитата из "Пещеры"
И Дяченко же, "Горелая башня"
Цитата из "Горелой башни"
А из фразы в той же "Горелой башне" - "- А знаешь, - проговорил он, не открывая глаз, - как выглядел бы мир, если бы всякое так называемое доброе деяние... получало немедленную награду? Ну, хотя бы не наказывалось, а?.." - наверное, вырос один из миров "Казни"...