Итак, прошел очередной Вескон, Вескон-2024, не помню, какой всего, а для меня, кажется, 10, юбилейный (как принято теперь говорить, "но это неточно").
Изначально Вескон был посвящен творчеству Толкина, но постепенно в нем отрастали (если базовой считать секцию толкинистики) секции ролевых игр (не только по Толкину), литературы (опять же, не только фанфиков по Толкину), лингвистики (вот она осталась, как и была, сугубо толкинистской; языков в Арде хватает, проблем с их реконструкцией/развитием тоже), мастер-классов (совсем не по Толкину)... В этом вот году отросла целая секция фэйри, до которой я, впрочем, не дошла, а потому особо внятного не скажу. Опять же, концерты.
Из меня толкинист - сильно так себе, уж скорее я чернокнижник (поклонница "Черной книги Арды"... хотя, если подумать, и то скорее условно. Перечитать, что ли... Все три... уже четыре... версии). Так что на Весконе меня привлекает в основном секция мастер-классов (где еще без вложений и заморочек получится научиться чему-то новому?) и концертов (любопытные там исполнители бывают. В этом году вот Калугин был. И Элизбар. Ну и секция толкинистики, где я, обычно, а) чувствую ничтожность своих познаний в сравнении с познаниями настоящих толкинистов, б) осознаю, что что-то я все-таки помню/знаю. А до остальных секций я так и не дошла. Да и на этих дошла не везде, потому что расписание - проклятие достаточно большого конвента (интересные мероприятия так хорошо накладываются друг на друга... Как те ковры у дэвов. А приходить только на кусочек мероприятия я не люблю.) Если бы выбрать только одну секцию и на ней сидеть - было бы без перекрытий. Но так не получается.
читать дальше
В этом году цикла "Сфотографируй фотографа" не было (не по причине отсутствия фотографов). Вместо него - вот. Это фотоугол.
Арм-Анн с кем-то еще.
А это диптих "менестрели в кулуарах". Маленький, так и я там не то чтобы помногу бывала. Говорят, где-то там был Морваэн с гитарой - жаль, не пересеклись...
Но обо всем по порядку.
Неотъемлемой частью Вескона является выставка работ (картин и фотографий), посвященных миру и героям Толкина. Здесь мы видим выставку в процессе развески (на самом деле это я сижу и отдышиваюсь перед влезанием по лестнице). Фотографий собственно выставки нет, потому что не люблю "третью ступень" (ведь и представлены не оригиналы, естественно, а распечатки). Были там картины Аллор, Елены Кукановой, Rusko и Ортхильды, а также фотографии Якова Халипа и Татьяны Ветер.
Ранвен, ведущая мастер-класса по плетению тесьмы и шнура, в костюме, отделанном тесьмой собственной работы. Перед ней - книга, в которой есть схемы плетения разной тесьмы. Мы с ней еще встретимся. С книгой, в смысле.
Ранвен демонстрирует разные пояса, а народ плетет тесемочки.
А это те самые вышеупомянутые схемы из той самой вышеупомянутой книги. Пусть они будут тут, а то мне еще тесемки доплетать. Вообще-то мы плели 4 вида тесемки, но четвертую я почему-то не сфотографировала. Зато доплела. Зато у меня на ней узор почему-то перевернулся. И на второй доплетенной он тоже какой-то странный...
А это Мирэ, ведущая мастер-класса по бисероплетению (мы осваивали кирпичное плетение; не с первого захода, но, вроде, до меня дошло, как оно плетется, на листик, схемы коего были розданы и более пряморукие его даже сплели, я не замахивалась и плела нечто абстрактное - мне бы понять, как плести...) смотрит, что наплел кто-то из участников. Надо бы мне сплести фенечку кирпичным плетением, для закрепления навыка. А то ведь забуду...
А это Кеменкири читает доклад о вновь опубликованном тексте про падение Дориата (первое). Вы вообще знаете историю про Дориат? Ту, что началась с Берена и Лютиэнь и закончилась Эльвинг и Эарендилом?.. Или рассказать?.. (Вообще-то я ее знаю а) довольно условно, б) по Ниэннах, так что, наверное, от пересказа моего проку не будет). В общем, суть в том, что версий этой истории про падение Дориата несколько, сам Толкин ни на одной не успел остановиться как на окончательной, и вот недавно нашли еще одно его, Толкина, письмо, где излагалась очередная версия этой истории... В общем, текстологические находки еще будут.
А это музыкальная часть. Концерт "Древнее Золото". В сущности, это не концерт, а цикл концертов, цель которых - напомнить о (незаслуженно) забытых ролевых песнях и по возможности ввести их снова "в обиход". Я там иногда узнаю песни из любимой подборки (как было в этот раз), а иногда и нахожу для нее пополнения (как было на Зилантконе-2023), ну и просто слушаю.
Это, значит, перед концертом. К выступлению готовится группа "Мост на Авалон", кажется.
Те же, там же и тогда же.
Линди объявляет начало концерта.
Еще раз группа "Мост на Авалон", уже поющая.
Дуэт "Двоеволчье". Драуглин и Линдэнаулэ.
Не помню, кто. Запись, вообще-то, велась, но это ж надо ее извлечь и послушать!
И это я тоже забыла кто...
И тут тоже...
Линди.
Линди и кто-то еще.
Кажется, попытка хорового исполнения "Косарей".
Не помню кто.
И тут не помню. В следующий раз, наверное, надо будет на бумажку записывать. А то до аудиозаписи я плохо добираюсь.
Мориниллэ (мои постоянные читатели помнят его как одного из участников "Скади и Локи").
Этого не помню...
И этих не помню...
Со второго захода, кажется, таки спели "Косарей".
А.Аникина читает доклад "Толкин и Шекспир: Интертекстуальные связи". Суть в том, что Шекспира Толкин активно не любил, судя по его, Толкина, высказываниям (и имел на того зуб за образ эльфов в "Сне в летнюю ночь"), но, как ни странно, в произведениях Толкина довольно много перекличек с Шекспиром. Бирнамский лес и энты/хуорны, к примеру...
Бонусом был еще показанный Кеменкири шведский фильм "Сага о Кольце" 1971 года. 2 серии (не окончено, а жаль...), рисованные декорации и, кажется, живые актеры, ни слова от действующих лиц - весь текст от закадрового рассказчика. Своеобразно... Особенно если учесть, что субтитров не было, а шведского я не знаю. Впрочем, суть была понятна из знакомства с первоисточником.
А это уже следующий день. Хранитель Валтейры учит всех желающих ткать на дощечках или на бердышке и плести шнур на вилке. К сожалению, было только по одному "предмету", так что обучение шло "тройками", а остальные сидели и смотрели. Или держали стулья, что тоже полезно. Процесс ткачества на дощечках до меня условно дошел (но только само ткачество, про заправление ниток, к примеру, мы не говорили), для тканья на бердышке мне не хватало третьей руки и я все время забывала, теперь бердо надо двигать вверх или вниз???, а вот небольшой шнурок на вилке я даже сплела. И, может быть, запомнила и сумею повторить (потому что рогульку в хозяйстве найти проще, чем дощечки, которые, к тому же, неясно, как заправлять).
Это вот то самое бердышко.
Это распутывают нитки в процессе тканья на дощечке (потому что ниже дощечек образуется такая... запутанная пародия на тесьму, как, кстати, и при плетении кумихимо, но это к слову, и ее периодически надо распутывать). Фоном Хранитель Валтейры ткет на бердышке.
Хранитель Валтейры показывает, как плести на вилке.
Не понимаю, кто это. Кто-то читает доклад, но кто и какой???
Бран и Ангел рассказывают про "Законы и обычаи Эльдар" (есть такой текст, собственно, название содержанию вполне соответствует; в виду тут имеются законы, скорее, биологические, а не юридические) в сопоставлении с английской средневековой концепцией брака (тут уже юридической). Например, какой самый ранний возраст вступления в брак у эльфов и у средневековых англичан, что из этого следовало, что было, если закон нарушить (ну, это у англичан) и все такое. Было интересно, хотя времени не хватило.
М.Штейнман читает лекцию "Сторителлинг у Толкина: tale, story и fairy". Долго и со вкусом разбирали разницу между tale (нечто выдуманное, в смысле что рассказ о нем) и story (нечто существующее, ну, то есть, тоже рассказ о нем) - и вообще, и применительно к известной лекции Толкина "On Fairy Stories" (как мы видим из подбора слов, он исходил из того, что "fairy действительно существуют и сейчас я вам о них расскажу"). Увы, я безнадежно приземленный человек - для меня fairy - только tale. Максимум - "давайте поиграем, что fairy - story, но на самом-то деле мы знаем и будем знать, что они - tale". Нам, гагарам, недоступно. Про fairy, кто они такие с точки зрения этимологии, тоже поговорили.
Потом была традиционная игра "Что? Где? Когда?" по Толкину, фотографий с которой нет (я была слишком занята). Угадала один ответ и узнала несколько интересных фактов... Впрочем, чаще интересны не столько сами факты, сколько их сопряжение. Вот, например, тот вопрос, что я смогла расшифровать из записей. "С известной натяжкой Изенгард можно перевести как Х. После известного события Х получил в дар от короля меч. Назвать Х". Или вот "Ролевик на игре играл Фингона и вспоминал, что после игры в дороше спал на НЕМ. На чем?.." Команд было три (что меня несколько успокоило: призовое место нам было гарантировано), и были они примерно равны. Так что победителей так и не выявилось. Призы получили все. И я свою порцию до сих пор ем.
Концерт Сергея Калугина. Хороший, длинный, из двух отделений, и некоторые мои любимые песни были... А вот кто подпевал - я не поняла. Запись велась, одобрена к распространению, так что когда-нибудь я ее вытащу с Графа и распространю...
Дарья Беляева. Доклад "Природа как герой произведений Толкина". Суть в том, что у Толкина природа - не только отражение персонажей ("дождь - символ слез в душе героини" и т.д.), но и самостоятельное действующее лицо (Бруинен, утопивший назгулов, Карадрас с его бурей и т.д.).
Тари, ведущая мастер-класса "Витражная роспись, подарок духам места". Она его и на Зилантконе-2023 вела. Ну, так как я безнадежно приземленный человек (см. выше про fairy, tale и story), какие уж тут духи места, для меня это было поводом покрасить контурную раскраску. А разговоры об оных духах места, чем и как их радовать и т.д. шли фоном. Впрочем, из раскрашивания все равно ничего хорошего не получилось, и все равно я забыла это забрать...
Рейн (Алексей Антипов) представляет доклад "Заметка о ширской (контр?)революции". О Шире вообще и о его пребывании под властью Сарумана, об отношении Толкина к социализму и прогрессу (не столь однозначном, как может показаться), о том, дОлжно ли видеть в Шире под властью Сарумана и последующем освобождении Шира исключительно аллюзии на социализм, революцию и все такое (нет, не дОлжно).
Тем временем шел мастер-класс про "Образ лесной девы в технике граттаж", но я туда не пошла (а теперь почитала описание этой техники и поняла, что правильно не пошла: он слишком художественный для меня, а я способна только ремеслу поучиться, и то весьма с переменным успехом). Вот на мастер-класс по крестецкой строчке я бы сходила, если бы он не пересекался столь роковым образом с концертом Элизбара и группы "Ann'Sannat", куда мне хотелось (я пару раз слышала их и впечатлилась; в Интернете записи есть, так что послушайте и проникнитесь, если хотите). Впрочем, по результатам - лучше бы уж я пошла осваивать крестецкую строчку. Дело в том, что я хотела концерт записать, подготовила Графа - и уронила его. Причем так неудачно, что сломала ему микрофоны. И вот что теперь делать - не совсем ясно (либо чинить Графа - где? как? - либо покупать новый - но это лучше бы под присмотром)...Это происшествие настолько меня расстроило (в тот момент я еще не знала, будет ли вообще возможность заменить Графа и не придется ли мне возвращаться к записи на винтажные плееры и антикварные микрофоны; кто очень давно сталкивается с моими записями с концертов, тот, возможно, еще помнит это сооружение из двух плееров и двух микрофонов), что я не смогла погрузиться в музыку, а жаль...
Сцена. Оцените количество инструментов! И это еще не вся группа выступала, а только двое - сам Элизбар и его помощница, к сожалению, я не разобрала, как ее зовут...
Элизбар с арфой.
Элизбар и его помощница...
Помощница с неопознанным инструментом.
Поющий Элизбар.
Элизбар с флейтой (одной из).
Помощница и ханг.
А тут Элизбар с гитарой.
Элизбар с каким-то загадочным музыкальным инструментом.
Этот инструмент был даже назван, но я забыла...
Помощница и поющие чаши. Необычные - не то каменные, не то стеклянные...
Элизбар и какой-то особенный бубен. Шотландский.
Ну вот и все. В сущности, там были еще мероприятия, даже мастер-класс по ювелирному делу был, но меня слишком расстроили сломавшиеся Граф и браслетик, так что я сбежала домой рано...
Традиционные итоги, благодарности и извинения.
Основным итогом можно считать то, что я узнала больше о творчестве Толкина и, возможно, буду это какое-то время помнить ("но это неточно). Освоила некоторое количество новых рукодельных техник и даже собираюсь потренироваться в домашних условиях. Надеюсь. Никто не хочет сплетенную жабой тесемку?.. Выяснила, что мне стало трудно фотографировать. Не физически, в смысле, а просто не вижу в этом прока, фотографии плохие... Да и в отчете я смысла особого не вижу: кто был там, тот и так знает, а кто не был - вряд ли сумеет получить представление из этого текста.
Благодарности. Во-первых, хотелось бы поблагодарить устроителей и оргкомитет Вескона - за конвент. И школу "Интеллектуал" за место для конвента (тихо завидую; у нас в школе было не так; интересно, это влияние времени или влияние места?). Докладчиков - за интересные и познавательные доклады, ведущих мастер-классов - за понятные мастер-классы (я постараюсь применить полученные знания, благо "порог вхождения" в большинство из них невысок, музыкантов - за концерты (мне понравились, я даже услышала несколько любимых песен). С.Калугина - за одобрение записи (когда-нибудь я ее вытащу...). Науртинниэль и команде "Штаны Арагорна" (и двум другим) - за ЧГК. Фириэль и Кеменкири - за автограф. Тех, кто жабу узнавал, - за узнавание (извините, я физиогномически тупа и неспособна ответить тем же, только если бейджик прочитаю)...
Извинения. Во-первых, перед докладчиками, ведущими мастер-классов и музыкантами, до которых я не добралась. Как там говорил Бильбо?.. "Я не знаю и половины из вас так, как мне хотелось бы, и половина из вас нравится мне меньше, чем вы того заслуживаете" - вот примерно та же ситуация и у меня. И на половину тех мероприятий, куда бы я хотела, я не попала (потому что были другие; теперь одна надежда - на записи), а из тех , на которые попала, не вынесла и половины того, что следовало бы... А к тому же я еще и вязала на докладах... А на мастер-классах постоянно отвлекала ведущих. За что и прошу прощения. Надо извиниться перед Элизбаром - за невнимательность на концерте. Хотелось бы извиниться перед знакомыми - я их упорно не узнавала. Исключительно по причине просопагнозии, верьте мне!.. Перед командой ЧГК - слишком уж мало от меня прока было... Перед всеми посетителями Вескона - за свою неуместность. Я понимаю, что мне там не место, но интересно же...
Ну вот, теперь можно надевать очередную бусину на браслет (я сделала специальный весконовский браслетик), цеплять бейджик к остальным и ждать Зиланткона.