Ну что ж, я наконнец сваяла отчет о Зилантконе и готова им поделиться.
Итак, в начале ноября в славном городе Казани состоялся Зиланткон-2022, уже 31 (на самом деле - 32, но юбилейный, 30, пришелся на тот год, когда из-за ковида все поотменялось, был исключительно он-лайн - мне и в этом повезло, - и было принято решение считать его № 29 3/4. Соответственно, 30 Зиланткон был на самом деле 31, и т.д.) и 18, на котором я была.
Проходил он в двух форматах - основная часть - "в узком кругу" (ну как узком - полный профилакторий КАПА, он же гостиница "Туполев"), "для своих", и 1 день - в ДК Ленина (кстати, что-то перестали его именовать "Ленин-Сараем", хотя формально он им и остался - на нем так и написано. Кажется. Напоминаю, что по-татарски "сарай" значит "дворец".), открытая программа для всех желающих (купивших билет, естественно). Когда-то вся программа Зиланткона была открытой (не считая спонтанных ночных концертов в КАПО - хоть он, собственно и _профилакторий КАПО_, но для краткости его все именуют просто КАПО) и в ДК. Потом с ДК случилась реставрация, потом со всеми нами случился ковид... Так что доля мероприятий "для своих" существенно выросла. Не уверена, рада ли я этому. (Хотя, конечно, жить в центре событий гораздо удобнее, а в ДК больше не разрешают селиться.)
Я, естественно, не могла упустить такой шанс изобразить из себя/показаться/прикинуться/сыграть в/убедить себя свою/своей, и поселилась в гостинице "Туполев" (это все тот же профилакторий). Соответственно, все 4 дня программы мне и достались. Почти. (Потому что, вообще-то, в программе было 284 мероприятия, даже если бы каждое из них занимало всего полчаса - а большинство мероприятий так не делает, то, "выстроенные в ряд", они бы составили почти 6 суток. А у нас было всего двое, и два раза по полдня, и не забывать о ночном времени, когда, теоретически, надо хоть как-то передохнуть... И написать отчеты для "Летящего Зиланта" -
vk.com/let_zilant . Поэтому ночной и неофициальный Зилантконы прошли мимо меня абсолютно полностью. Спасибо "ЛЗ" - им очень удобно прикрываться: мол, это не я такая слабая и неприкаянная, что не тяну еще и ночную программу и не имею компании, куда пойти, это я делаю нужное дело - пишу в "ЛЗ". Что ж, одна польза от писания в "ЛЗ" есть - мне теперь не надо мучительно сочинять что-нибудь о мероприятиях, а можно брать тексты оттуда. Ну так вот, двое суток и два раза по полсуток. А значит - что? Правильно, _пересечения программы_. Из-за них даже не на всех мастер-классах удалось побывать.). Во всяком случае, на 28 я побывала и по 25 написала отчеты. Скоро вы их тоже прочитаете, если не читали еще в "Летящем Зиланте". И на картинки посмотрите (а вот их в "ЛЗ" не было).
Пусть заглавной будет эта фотография. Она, во-первых, отражает действительность, во-вторых, символична (гитара... И набитый лифт как символ набитой программы), в-третьих, выражает мою глубочайшую признательность Лифту, который четверо суток функционировал в таком режиме, периодически включал сигнал перегрузки, но ни разу не сломался.
читать дальше
Итак, с чего начинается Зиланткон? Кто-то скажет, что с Открытия, и в чем-то будет прав. Но на самом деле Зиланткон начинается с Регистрации И Поселения.
У стола регистрации. Утро, народу еще немного... Кстати, спасибо Службе Регистрации за бейджики для Сашеньки и Витюши (и Службе Охраны - за то, что ни разу к этим бейджикам не придрались). Я однозначно и окончательно куда-то впадаю, но бейджики для подопечных мне понравились. Народу (в теме) тоже.
Фотографы.
Встреча.
"- У вас хвост! - Сколько строчек?" (Кто помнит, откуда?)
Новоприбывшие. (Другая фотография была бы лучше - на ней была не только гитара, но и пенка, и рюкзак, но она не получилась.) Я хотела сделать эту фотографию заглавной, но передумала.
Шотландцы. В этот раз шотландцы вывезли целую, хоть и небольшую, программу, на которой мне, правда, не удалось побывать...
Арфа Фьеллы ( vk.com/fjella ). Провод не ее.
Расписание. Смотрите, какое плотненькое и разноцветненькое (разными цветами обозначаются разные направления)!
Кольчуга. Продавалась. Единственная фотография с ярмарки.
(Тут я обнаружила, что у меня на фотоаппарате не те настройки...)
Тимпа ( vk.com/grinlist ) и Инта ( vk.com/nimlot_maria ). Хоббиты и ведущие "Хоббичьей норки Тимпы и Инты" (в этом году все площадки - "именные", по именам руководителей).
Алягрис ( korvell.diary.ru/ ), помощница хоббитов и главный редактор "Летящего Зиланта".
Алексей Клемешов. Перед открытием.
Открытие. Оно тоже стало существенно короче и менее театрализованным - хотя какие-то элементы последнего все же сохранились, как вы видите на этих фотографиях (в смирительной рубашке - Борис Фетисов, глава Зиланткона - vk.com/mervy ).
Традиционный для открытия "музыкальный номер". Поет Олег Медведев (мы с ним еще встретимся).
Алексей Клемешов.
Освобожденный от оков Борис Фетисов кратко представляет грядущий Зиланткон...
...и объявляет Зиланткон-2022: Другой Мир открытым.
Музыка начинается.
А жаба пошла на доклад Лаэрвен (Юлии Тулянской, vk.com/laerwen), проходивший под эгидой московского конвента толкинистики "Вескон" «Финно-угорские языки и квэнья, а также сравнение корней протоэльфийского ("Этимологии") и ностратического языков». В сущности, тема доклада говорит сама за себя. Если предположить, что эльфийские языки не разработаны Дж.Р.Р.Толкином, а на самом деле существовали в глубокой древности, и если предположить, что носители их контактировали с предками современных народов, то… то с кем? Например, в финно-угорских языках прослеживаются параллели с квенья (особенно с ранними вариантами). Как на уровне фонетики, так и на уровне морфологии и лексики.
Но это были только цветочки. Ягодки были в сравнении праностратического (гипотетический предок большинства языков Европы, Азии и Африки) и протоэльфийского языков. Общее нашлось (насколько мы представляем эти языки), так что протоэльфийский язык (из которого позже развились известные нам эльфийские языки – квенья, синдарин и т.д.) – вполне себе родня праностратическому. Возможно (см. про предположение выше), люди заимствовали определенные языковые моменты у эльфов.
После доклада последовали вопросы и ответы. Обсудили принадлежность искусственных языков к существующим языковым семьям (когда и почему говорить о родстве с реальными языками можно, а когда – нет). Обсудили и вероятность прямых и обратных заимствований эльфийских и протоэльфийского языков.
Кстати, а вы знали, что квены – вполне себе реальный малый народ? Норвежские финны. И язык квенийский у них есть.
Главный тут барсук. Он Финрод (знаете почему? Почитайте сравнительно свежевышедший том о Средиземье - Природа Средиземья" и узнаете... Ну, если не хочется читать в оригинале - вот перевод, спасибо Кеменкири ( kemenkiri.diary.ru/ ):
"Основание Нарготронда
(Этот фрагмент извлечен из машинописного текста из лингвистических бумаг Толкина, которые он озаглавил "РЕВИЗИЯ К[венья] и С[индарина]", они датируются 1969 г. Я опустил здесь, никак не отмечая многие пассажи о чисто лингвистических и этимологических вопросах.)
[Синдаринский корень] philig- в основном ограничен специфическими фрагментами в старых сказаниях Белерианда. Основной интерес к нему происходит от использования его в "титуле" или прозвище Короля Финрода - Фелагунд (традиционно говорится, что он означает "норный житель" или просто "барсук").(1)
(1) Это прозвище возможно было в действительности дано Финроду не гномами, а сыновьями Феанора по крайней мере отчасти в насмешку. Не было большой любви между сыновьями Феанора и детьми Финарфина, хотя они скрывали свою вражду при необходимости. (Как тогда, когда Куруфин и Карантир жили в убежище Нарготронда после поражения эльфов от Моргота на Севере). Кроме того, сыновья Феанора много общались с гномами Ногрода и Белегоста.
Ранних лормастеров озадачивало то, что окончание -gund нельзя объяснить, исходя из Эльдарина. Синдаринское слово fela может происходить от корня phelga или philga. н использовался для небольших разрытий, сделанных дикими животными для норы или логова, а также для временных жилищ странствующих народов, гномов или эльфов.; их обычно отличали от бОльших пещер, образованных геологическими процессами и расширенных мастерами по камню. Это слово часто использовалось для нор барсуков (которые, похоже, существовали в некоторых частях Белерианда в больших количествах). Множество таких fili (мн.ч. от fela < (...) < *phelgai) было на западном берегу нижнего Нарога, где река текла у подножья высоких холмов, "охотничьего Нагорья". Но они были выкопаны или по крайней мере долго использовались гномами странного и темного рода, известного как Малые Гномы: в начале, как позже стало известно, произошедшего от
гномов, изгнанных за злые дела из великих жилищ их народа." - diary.ru/~kemenkiri/p220862567_my-dumali-chto-z... ).
Так вот, барсук - Финрод и маскот Вескона.
Не исключено, что это концерт дуэта "Вне времени". Там был очень красивый танец с крыльями, но сфотографировать его, как всегда, практически не удалось.
Перед мастер-классом Ольги Ильиной (Ольги_Тигры, vk.com/tigra_ol ).
Установка света (бисероплетению надо много света...).
На мастер-классе.
Результат.
Бессменная ведущая мастер-классов по работе с бисером Ольга Ильина (Ольга_Тигра) с блеском провела очередной.
На этот раз мы учились плести змейкой (или восьмеркой). Сначала плели полоску, потом оплетали кабошон (полукруглое стекло), потом приплетали к нему подвес или шинку кольца… Так что, в сущности, мастер-класс получился «три в одном» (даже четыре – потому что концерт в холле тоже был очень хорошо слышен).
Вообще очень медитативное занятие – набираешь три бисерины, одну контрастную, три бисерины, продеть в предыдущую контрастную, повторить N раз… Надо будет попробовать сплести в этой технике браслетик – медитация будет дольше. Опять же, повторение и закрепление пройденного. Может быть, выучу…
Как ни странно, часа (ну… с небольшим хвостиком…) хватило, чтобы все участники доплели свои перстни или кулоны. Обычно времени катастрофически не хватает.
И вот уже не первый раз наблюдаю, как Ольга_Тигра ведет мастер-класс, и каждый раз удивляюсь, как она умеет отслеживать, кто что и как плетет, вовремя отлавливать ошибки, отвечать на одновременные вопросы с разных сторон… И плести собственный образец, не забудем и об этом! Юлий Цезарь мог бы позавидовать.
Концерт Иллет ( illet.livejournal.com/ ).
Слушатели.
Перед мастер-классом. Светлана Коткова не захотела, чтобы ее фотографировали, поэтому - материалы для мастер-класса.
Результат.
Светлана Коткова провела с нами мастер-класс по пошиву птички-тильды.
Сначала она кратко рассказала, что такое тильды и откуда пришли к нам, какие у них особенности, как можно использовать результат мастер-класса и как можно оформить птичку в различных стилях (но при этом она все равно будет оставаться тильдой), а потом нам предложили перейти к делу – взять подготовленный мастером раскрой и сшить птичку.
Шить мы умели, осваивать новый шов не пришлось, так что мы просто беседовали о прошлом и настоящем Зиланткона. Как жилось в школах, как Зиланткон занимал аж три здания, как относиться к его переменам… Под разговоры шитье шло бодрее.
Как ни странно, опять успели. Даже я (я шью медленно… правда, тут я делала большие стежки «длиной в целый дюйм», как говорила одна из героинь «Унесенных ветром»). Правда, птичка получилась очень стилизованная, но тильде так и положено. Хотя если ее правильно развернуть, она даже похожа на птичку.
Успели даже оформить ее – пришить глазки, петельку, ножки. И все это – под концерт Иллет, доносящийся из холла.
В процессе вспоминались анекдоты про выворачивание канта наизнанку и про «связать дракону лапы, набить дракону морду…». Сами понимаете, какие технологические операции сопровождались этими воспоминаниями.
Не исключено, что это сольный концерт Евгении Алексеенко.
"Шент".
В завершение вечера Хоббичья норка Тимпы и Инты представила эльфийскую игру-медитацию шент. Кто в прошлом году пытался узнать, почему гномы любят камни, тот с нею уже приблизительно знаком, а кто не пытался – тем мы сейчас расскажем. Берется некоторое количество разнообразных предметов (в идеале каждый предмет обладает простыми – а не сложными – формой и материалом), и некоторое количество игроков в полном молчании по очереди выкладывают эти предметы в узор на заданную тему, стараясь следовать своей задумке, но одновременно, в меру своего разумения, не портя задумки остальных. Когда уже ни один игрок не может улучшить узор (или когда все предметы кончаются) – игра заканчивается.
Теоретически, это должно помогать очистить мозг, медитировать и все такое.
Правда, у меня не получилось. Как и не получилось понять задумку остальных игроков (причем они друг друга отлично поняли) и, боюсь, не испортить ее тоже не получилось. (Мою задумку испортить было невозможно по причине ее, задумки, полного отсутствия.)
Надеюсь, я хотя бы не разрушила медитацию остальных.
Но было очень атмосферно – полумрак, горящие свечи (электрические) на столе, и медленно выстраивающийся узор. Особенно мне запомнился маяк. Я не специалист, но мне показалось, что в его создании участвовал стреляный патрон (или что это было?). И вот это его превращение меня больше всего и впечатлило.