Записи с темой: Детективы (107)
Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А вот любопытно... Я тут долго (чуть ли не несколько лет) не читала форумы на Фантлабе, и вот теперь наверстываю упущенное, т.е. читаю старые сообщения. И вот мелькнул такой момент: советская фантастика "в основном" сейчас продается плохо. Есть несколько имен (Ефремов-Стругацкие-Булычев, условно говоря), которых покупают и которых потому печатают. Но столь же условный Де-Спиллер шансов на переиздания не имеет (разве что у микротиражников).

Это была преамбула.

Теперь суть вопроса: а почему советские шпионские/разведчицкие романы переиздаются (и, вероятно, покупаются)? Тоже ведь литература... Не самого высшего класса, не переиздавались в СССР/России годов так с 1950-х - и вдруг... Чем они так уж в лучшую сторону отличаются от советской же фантастики не первого ряда?..

@музыка: Алькор - "Как кошка с собакой..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Фантастика, Детективы, Советская литература, Шпионское

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Оказывается, "Тайну Стонущей пещеры" довольно активно издавали "микротиражами"/"самиздатом". Три издания! Одно у меня есть, насчет второго ведется переписка, а вот третье, как утверждается, было издано тиражом 1 экз. Но тем не менее, в базу Фантлаба внесено. Естественно, его не добыть.

Теперь мне стали ближе страдания мистера Энфильда (помните? Из "Двенадцати стульев"? "Он начал собирать земские марки, ухлопал на это большие деньги, скоро оказался владельцем лучшей коллекции в России и завел оживленную переписку с англичанином Энфильдом, обладавшим самой полной коллекцией русских земских марок. Превосходство англичанина в области коллекционирования марок подобного рода сильно волновало Ипполита Матвеевича. Положение предводителя и большие связи помогли ему в деле одоления коварного врага из Глазго. Ипполит Матвеевич подбил председателя земской управы на выпуск новых марок Старгородского губернского земства, чего уже не было лет десять. Председатель управы, смешливый старик, введенный Ипполитом Матвеевичем в суть дела, долго хохотал и согласился на предложение Воробьянинова. Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. Через три месяца Ипполит Матвеевич получил от Энфильда учтивое письмо, в котором англичанин просил продать ему одну из этих редчайших марок по цене, какую будет угодно назначить мистеру Воробьянинову.
От радости на глазах у мистера Воробьянинова даже выступили слезы. Он немедленно сел писать ответное письмо мистеру Энфильду. В письме он написал латинскими буквами: «Nacosia — vicousi!».
После этого деловая связь с мистером Энфильдом навсегда прекратилась и удовлетворенная страсть Ипполита Матвеевича к маркам значительно ослабела.")

@музыка: Скади - Исповедь училки

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Советская литература, Библиофильское, Ильф и Петров, Шпионское, Шебалов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно, а случайно ли у Шебалова в "Тайне стонущей пещеры" Матвеев (диверсант) появляется именно когда Сбитнев спихнул в овраг висячий камень - разрушил памятник природы, нарушил, так сказать, гармонию - и тут же появился "представитель темной стороны жизни", преступник?.. Нарушение гармонии к нарушению гармонии.

В этой связи любопытно и появление Шарого (контрразведчика) - в тот момент, когда разоблачили симуляцию Шумейкина (восстановили справедливость (гармонию?)).

Сюда же, возможно, и второе появление Матвеева - уже Жорке и Егору Егоровичу - в момент непосредственно после того, как уже сам Матвеев частично разрушил памятник природы - "звуковую камеру" ("Только почему звук стал глухой и хриплый? – удивился Витя. Он вспомнил, что пещера изменила голос в тот момент. когда они осматривали выход наверх. Вверху стал тогда рождаться стон. Он нарастал, усиливался, и вдруг раздался взрыв, будто в горле пещеры что-то лопнуло…") Стонущей пещеры. ("– Тпр-р-у-у! – успел схватиться за недоуздок Егор Егорович и, сдернув Сеньку за ногу с коня, навалился на него.
– Вот, зверюга, где ты мне попался!.. Думал, укокошил меня тогда!? – придавил он диверсанта к земле и с остервенением стал дубасить его кулаками.
– За сына тебе! За Марью!
Сенька Чуб растерялся. Ведь Пронина он прикончил в горах! Что ж он, из мертвых воскрес? Но скоро бандит опомнился и, изловчившись, ударом колена перебросил лесника через голову.
Егор Егорович вцепился в предателя, однако Сенька Чуб и не думал убегать. Он схватил старика за горло и, путаясь в поле пиджака, искал нож.
Но пустить нож в ход Сеньке не удалось. Из кустов выскочил Жорка и с коротким криком кинулся на бандита…")

(И, что интереснее в этой связи - появление контрразведчиков именно в этот момент - для кары преступника и хоть какого-то восстановления гармонии: "Зашуршали шины по гравию дороги.
– Руки вверх! – выпрыгнул на ходу из зеленой машины Сафар Садыков с пистолетом в руке. Вслед за ним выскочили два автоматчика и майор Силантьев в гражданской одежде."

Правда, полагаю, это несколько притянуто за уши...

@музыка: Потаня - "Ты далеко ли едешь..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детская литература, Детективы, Советская литература, Шпионское, Шебалов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Продолжаем наше ознакомление со сборником «Снаряд инженера Попова». Теперь очередь «научно-приключенческой» (интересно, что в ней научного?) повести И.Маляра «Дело № 12К» (Газета «Вперед»; Орган Загорского ГК КПСС и Загорского городского Совета депутатов трудящихся; Загорск, 1974).

Начинается рассказ в Центральном Казахстане. Итак, специальная геологическая партия разведала «запасы той руды, которую за океаном жадно называют «стратегическим сырьем» и которая в нашей стране служит делу мира» (традиционное противопоставление, о его правдивости не будем). И нанесла их на карту. А карту похитили «под шумок» пожара — горело горючее. И радиоаппаратуру предусмотрительно разбили. И пропали двое рабочих, взятых в экспедицию вскоре после отбытия срока (одного вскоре нашли мертвым, а при нем обнаружили письмо из Усть-Каменогорска — интересно, это такой же абстрактный город как Энск, или действительно в тех краях есть такой город?). Дело переходит КГБ, который направляет в Усть-Каменогорск сотрудника в штатском, который туда добирается самолетом специального назначения — вместе с делегацией шведских инженеров-энергетиков.

Уже при встрече с ними нам показывают, что «один из группы шведских энергетиков достал из-под светло-серого плаща фотокамеру и стал снимать своих товарищей, стараясь поставить их спиной к аэровокзалу, что невольно про себя отметил Анатолий.
Переводчик хотел что-то сказать, но его опередил первый пилот. Вежливо, но твердо он сказал несколько слов по-английски любителю фотодела, и тот с явной неохотой закрыл футляр аппарата.» (что, аэровокзалы тоже запрещено было снимать?) - причем парой страниц позже речь идет уже о съемке аэродрома…

Забавно, как в самолете встречаются два «спецслужбиста» - «наш» и «их», причем «их» не может ответить на вопрос по своей изображаемой специальности, а «наш» думает, что сумел бы ему рассказать о «своей» (потому что некоторое время назад действительно работал инструктором райкома комсомола: «Это была горячая пора организации массовых рейдов по борьбе с хулиганством. Каждую субботу и воскресенье на дежурство приходили парим, свободные от смены. Черная угольная каемка окружала глаза, от этого они казались еще темнее, и хулиганы боялись встречаться со взглядом честных, прямых, но суровых и беспощадных к нарушителям, глаз.»).

Итак, «сотрудник в штатском» добрался до Усть-Каменогорска и побеседовал с приемной матерью девушки, не зная, что незадолго до того ровно тем же занимался (и еще не закончил) его «коллега», «инженер-энергетик». Упоминалось, что человек, совпадающий по фамилии с одним из пропавших рабочих, уже «приступает к операции». А «сотрудник в штатском» отправился на комбинат беседовать с девушкой.

А потом на него нападают. Что любопытно — ему не удается отбиться, он просто не успевает.

Задержали хозяйку конспиративной квартиры в Усть-Каменогорске (приемная дочь от нее отказалась, естественно, - положительная ведь героиня). Естественно, выкладывает все, столь же естественно, выявляются связи с нацистами (кстати, любопытно, что у Альтшуллера и Фелицына таковые не упоминаются, это редкое исключение) и даже конкретнее — с эсэсовцами. Характерно замечание бывшего эсэсовца: «Знаешь, Эльза, надо не только взрывать мосты в этой стране, но и портить молодых, учить их хулиганить, грабить. Ведь от вора и жулика один шаг к шпиону и предателю». (Кстати, обратите внимание на имя Эльзы — хозяйки конспиративной квартиры. Иностранное, подчеркивающее ее чуждость. Недаром ей противопоставлена героиня с простым именем Зина).

Нам показывают того самого исчезнувшего рабочего на конспиративной квартире, а заодно — что американцы (названные прямо… очередная «случайная» проговорка) не только подобрали бывших нацистов и эсэсовцев, а сотрудничали с ними еще во время Второй мировой войны, а потом помогали им уйти от преследования. Тоже традиционный мотив, но не знаю, когда он появился. Сразу после Второй мировой?..

Заодно показывают, что западные шпионы вербуют и используют стиляг (хотя, как ни странно, повезло шпионам только 1 раз из 4). Не менее традиционный мотив. Завербованного-то показывают поподробнее, а о тех троих, что пошли в КГБ, только вскользь упоминают.

А вот и еще одно противопоставление «их» и «наших». «Но если капитан Джемс Паркер уже торжествовал победу, предвкушая повышение по службе и увеличение текущего счета в банке, то майор Кузьмин не думал о почестях и наградах.» Понятно, кто должен победить — не тот, кто «кажет «гоп», не перескочив». И, кстати, любопытная фраза: «Как терпеливый охотник, он осторожно расставлял капкан на опасного зверя.» Очень традиционное сравнение противника с животным.

И даже для американского посольства не нашлось доброго слова: «угрюмое серое здание посольства на улице Чайковского, над которым лениво полоскался звездно-полосатый флаг».

Контрразведчик проникает на конспиративную московскую квартиру под видом «гостя оттуда» (характерно, что развеять последние подозрения у хозяина ему помогли ноги, задранные на соседнее кресло — откуда же, все же, пошел этот штамп, что американцы сидят задрав ноги?..) и вызнает, где и когда назначена передача карты (вы еще не забыли, что с ее похищения все и началось?).

Шпионов задержали. Равно как и владельца конспиративной квартиры.

Как обычно, выясняются теплые доверительные отношения между шпионами:

«— Непонятно, почему Курт Фогель, он же Зенин Иван Сергеевич, не отдал карту человеку, который специально был послан для этой цели, — спросил полковник Знаменский у следователя, который допрашивал шпиона.
— Он объяснил это тем, что сам хотел получить награду за «подвиг» после многих лет бездеятельности, — ответил следователь. — Впрочем, и Френсис Блейк не терялся. Он взял на ночь карту района «икс», чтобы ее сфотографировать, а на следующий день принес ее в магазин «Русские самоцветы». При обыске была обнаружена микропленка этого документа, который предприимчивый шпион решил продать разведке другого иностранного государства. Дальнейшее вам известно…»

Кстати, обратите внимание на фамилию контрразведчика — Знаменский. Уж не вспоминал ли автор ЗнаТоКов?..

Награды в классическом смысле слова — любви прекрасной девушки или хотя бы чувства хорошо выполненной работы — тут нет (хотя один из контрразведчиков пишет письмо девушке). Но есть мораль: «невольно вспомнил суровый разговор с Сергеем Кравцовым, который совершил несколько ошибок подряд, забыл о бдительности в эти дни, когда заокеанские дельцы швыряют десятки миллионов долларов на разнузданную антисоветскую пропаганду, на шпионаж и диверсии. Об этом забывать нельзя!» (Казалось мне, что такая «всеобщая бдительность» характерна для более ранних произведений, в 1970-е с этим как раз попроще стало…)

И финал: «В газетах промелькнуло сообщение, что Советское правительство потребовало выезда за пределы нашей Родины военного атташе одной иностранной державы, капитана Джемса Паркера, как человека, замешанного в открытом шпионаже. И только узкий круг лиц, занятый в одной трудной операции, знал, что это решение было связано с историей карты района «икс»…»

Интересно, почему опять эта уклончивость, ведь из предыдущего текста все и так ясно, даже гражданство называлось открытым текстом… Или так было принято писать в газетах, без указания на конкретное посольство?..

И почему, все-таки, повесть научно-приключенческая? Что в ней научного? Работа геологов подробно не показана, да и спецслужб - тоже не то чтобы слишком подробно (хотя можно ли последнюю называть наукой — вопрос открытый)...





@музыка: Ниэннах - Миллениум

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Советская литература, Шпионское, Маляр

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Продолжаем наше ознакомление со сборником «Снаряд инженера Попова». Очередь дошла до следующей фантастической повести Г.Альтшуллера (того самого) и В.Фелицына «Сигнал «СКРД»»

Опять газета «На страже», Баку, 1957. (Судя по названию, какая-то ведомственная. Интересно, чья?)

В какой-то степени — продолжение «Тайны двойного удара» - часть персонажей те же. И даже, похоже, диверсант из той повести упоминается — хотя и не по имени («но это неточно»).

Тут уже противник показан шире. Действие вообще начинается «на окраине далекого заморского города» (характерно отсутствие конкретики), на «военном складе номер четыреста семьдесят два», он же «разведывательный центр Уолтера Торна, бывшего профессора Нордхоффского университета» (помните, что в предыдущей повести говорилось о «научном шпионаже»?). Правда, пока он занимается не СССР. «В маленьких южноамериканских республиках происходят военные перевороты, в далеких странах азиатского материка подкупленные имамы призывают к священной войне во имя никогда не существовавших пророков, на площадях старых европейских городов, у зданий коммунистических и рабочих газет рвутся брошенные «неизвестной» рукой бомбы, а с трибун парламентов раздаются погромные речи тех, кто в тайных списках Торна обозначен номерами и кличками…»

И ладно бы конструкторское бюро и стратоплан с атомным двигателем — на этот раз «особый шпионско-диверсионный центр» заинтересовался археологией.

Так, противника обрисовали, переходим к «нашим». Они уже нам частично знакомы, а частично — только перешли с партийной работы и «принесли с собой стиль и методы партийной работы, принципиальность коммуниста, глубокую веру в силу коллектива, умение разобраться в человеке и горячую любовь к людям».

Итак, исчезает известный археолог, начальник археологической экспедиции, копавшей «одну из старинных крепостей на побережье Черного моря» (в Аджарии, о чем мы узнаем не сразу). Труды экспедиции были переданы для редактирования историку и исчезли, в связи с чем историка тоже начали подозревать (в использовании трудов в собственных статьях — без ссылок и всего положенного, естественно). Эту же крепость копали и до революции («коллекционер красивых «древностей», искатель кладов»). А к тому же рядом с ней находится какой-то важный завод…

А один из археологов пересказывает слышанную от пропавшего (и не только — легенда широко известна) легенду о двух крепостях и двух братьях, оборонявших крепости от турок-сельджуков.

Далее фокус неожиданно переходит на какого-то продавца фототоваров. Впрочем, нам почти сразу же показывают, что он далеко не так прост.

Хотя ему пока уделено не так уж много страниц — почти сразу же действие переходит к положительным героям, которые определяют местонахождение крепостей братьев (см. выше) и то, что они были связаны подземным ходом. В одной из крепостей как раз и пропал археолог, а вторая ныне находится на территории «большого важного» завода. (Впрочем, до революции-то завода точно не было, а копали крепость активно — длительная экспедиция «кладоискателя» - уже третья… Что там такого было? Рано или поздно узнаем, наверное. Хотя теперь шпионов, конечно, привлекает именно завод.)

Подземный ход нашли. Причем начинался он в верху бойницы (удобно ли это? Хотя и незаметно, конечно). Заодно нашли пропавшего археолога (к сожалению, уже в неживом виде — был убит в ночь пропажи; интересно, что помешало захоронить с ним и пиджак?), древние рукописи (вряд ли тот клад, на который рассчитывал «кладоискатель»; а может, они бы его тоже устроили?), выяснилось, зачем в сюжет введена собака по имени Термоэлектричество (он же Термо; не только для того, чтобы подчеркнуть положительные качества главного героя и обеспечить разрядку смехом; хотя, конечно, «нюхлеры все делают лучше») - чтобы спасти персонажей (которых жаль) и героически погибнуть на мине… И заминированность завода тоже обнаружили (не знаю, кому как, но мне непобедимость «наших» начинает… приедаться).

Так, шпиона (что он мог нашпионить, будучи скромным продавцом?.) и диверсанта (это понятно) поймали. Увы. Естественно, он решает поторговаться (традиционное, опять же, поведение шпионов. Молчать никто из них не собирается/не обучен. А жаль.) — информация за жизнь. Идея эта обламывается репликой: «Ну что ж, обойдемся и без этих показаний. Все, что вы можете сказать о бывшем профессоре Нордхоффского университета Уолтере Торне, мы уже знаем.». Отчаянная попытка выторговать хоть что-то - «Вы не можете знать всего. Только мне известно, где хранятся фотографии Торна…» - безнадежна: на кой контрразведчикам фотографии Торна?.. Да и фото профессора Нордхоффского университета — наверное, если надо, найти можно. Все фотографии не скроешь, хотя, конечно, тогда еще не был нынешний век мобильников с камерами и камер видеонаблюдения. Но какую-нибудь коллективную, скажем, фотографию могли и упустить.

Шпион (это короче писать, чем «диверсант») оказывается сыном «кладоискателя»-археолога. Яблоко от яблони недалеко падает — что отец ждал возвращения старых порядков, что сын за вывоз сокровищ (интересно, каких? Выше сказано, что «в подземном ходе хранились драгоценные для археолога вещи: старинное оружие, домашняя утварь, пергаментные рукописи тысячелетней давности», но то ценности археологические… Кстати, вспомним - в очередной раз - мотив клада, что не дается в руки недостойным. Ищущие личного обогащения явно недостойны…) обещал помочь подорвать завод…

Снова нам показывают главу разведцентра. Который торжественно (почему?.. Для него это должно быть более-менее рутиной. Ну, хорошая добыча, но только одна из) дает сигнал на взрыв завода. Но, естественно, обламывается: «Шифрованный сигнал коснулся острого жала выведенной в скалах и тщательно замаскированной штыревой антенны. Укрытый в старинном подземелье, приемник, равнодушный к музыке и голосам, отозвался на шифр, замкнул контакт, слабый ток поступил к реле и оттуда — усиленный — рванулся к детонаторам. Но детонаторов уже не было. А вместо взрыва в просторной комнате одного из батумских зданий раздался самый обыкновенный телефонный звонок. И голос — тоже спокойный и обыкновенный — произнес:
— Товарищ генерал, сигналы поступили две минуты назад. Переданы четыре буквы: эс-ка-эр-де…»

Интересно, что эти буквы значили?..

Кстати, вывозить диверсанта с сокровищами никто не собирался. «— Лодка выслана?
— Нет. Я не хочу вывозить Штромберга из России — он еще пригодится. Что касается антикварного старья в подземелье, то оно меня нисколько не интересует.» Традиционный мотив — не верь западным спецслужбам...

Ну и награда. Поскольку возлюбленная у главного героя уже есть — то... «…Утром десятого ноября над лагерем археологов появился двухмоторный самолет. Он сделал круг над палатками. Строеву, сидевшему у окна кабины, казалось, что он даже разглядел лицо профессора Ржевского.
Спустя несколько минут самолет уже летел над огромным заводом. Славинский, Строев и Косоуров молча смотрели, как внизу мелькали ажурные контуры крекинг-установок, серебристые круги резервуаров, тонкая паутина нефтепроводов.
Завод работал.
Самолет приветственно покачал крыльями и взял курс на Москву.»

Примечательно использование документов погибших/пропавших людей (впрочем, это характерно для многих шпионских романов): «Илья Макарович Хромов, житель Новосибирска, тысяча девятьсот двадцатого года рождения, пропал без вести четыре года назад, отправившись в отпуск на Кавказ.». Подозреваю, что не случайно он пропал… И, кстати, интересно, как лже-Хромов умудрился устроиться в Москве. Почему ему надо было убраться из Новосибирска — понятно. Но как он устроился в Москве?.. Продавцы, вроде, не «лимитчики»… И еще примечательно — пропал Хромов 4 года назад, а лже-Хромов попал в СССР только 3 года назад...

Любопытен образ эксперта-криминалиста: «Военная карьера Антона Николаевича Гурьянова начиналась блестяще. В конной армии Буденного он, тогда двадцатитрехлетний парень, командовал полком. Но после Гражданской войны Гурьянова назначили председателем военного трибунала — и на этом его продвижение по служебной лестнице закончилось. Он стал военным юристом, потом экспертом-криминалистом. Постепенно Антон Николаевич потерял боевую выправку, подтянутость, словом, полностью утратил воинский вид. Китель Гурьянов носил наподобие гражданского пиджака, постоянно терял звездочки с погон. Многие офицерские патрули, которых немало было в Москве в военные годы, лично знали Гурьянова. Правда, иногда они просто старались обойти его: не сделать ему замечания было совершенно невозможно, а делать — неловко и бесполезно.
В тысяча девятьсот сорок шестом году подполковник Гурьянов вышел в отставку, но по-прежнему — уже служащим Советской Армии — продолжал работать в качестве эксперта-криминалиста. Антон Николаевич стал типичным кабинетным работником, и никто не сказал бы, что он был когда-то лихим воякой. Только в тиши кабинета, наедине, когда ничто не мешало сосредоточиться, Гурьянов мог работать в полную силу. И это была настоящая сила! Гурьянов не напрасно считался одним из лучших экспертов-криминалистов, а по отдельным специальным вопросам — и самым лучшим. Сотрудники звали его «кудесник», подтрунивали над его рассеянностью, но любили за доброту и отзывчивость, а главное — за умение решать, казалось бы, неразрешимые задачи.» - он мне сильно напомнил криминалиста у Вайнеров в романах о Тихонове. Правда, о прошлом второго мы не знаем… А описание, как персонаж по нескольким буквам на газетном обрезке установил газету и дату — напоминает Шерлока Холмса…

Характерна также «проговорка» про _американцев_, которые вместе с диверсантом высадились в Аджарии. Так-то автор традиционно избегает точных указаний на врага, но, видимо, очень уж хотелось высказаться. Как и многим.

«Но, кроме взрыва, им, по-видимому, важен еще и политический резонанс. А через две недели — Октябрьский праздник». Мораль: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Если бы они взорвали завод сразу, как установили детонаторы (или сразу, как его пустили, - неясно, что было раньше) - им была бы хоть какая польза. Интересно, есть ли аналог этой пословицы в английском языке? Или мораль - «никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?..

И, в конце концов, в чем же все-таки фантастика???

@музыка: Ниэннах - "Зима ушла..." (по идее А.Соловьева)

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Фантастика, Детективы, Советская литература, Шпионское, Альтшуллер, Альтов, Фелицын

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
По идее, пассажи типа следующего:

"— У вас еще есть блестящая возможность спасти Людмилу Александровну от чудища, имя которому — Скука. На днях я видел у нее приключенческую повесть. Захватывающий сюжет: профессор Н. делает открытие, имеющее важное оборонное значение: Каспийское море, оказывается, состоит, в основном, из воды. Полдюжины коварных шпионов пытаются похитить тайну этого открытия. Восьмилетний внук профессора пионер Вася легко разоблачает врага…
Самарцев засмеялся добрым смешком, добавил:
— Если человек читает такую повесть, значит, заела скука," -

должны придавать жизненность, реалистичность произведению - мол, у нас не книжка, у нас все на самом деле.

Но мне вспоминается только "живущему в стеклянном доме не след бросаться камнями".

Кстати, важно ли, что вышепроцитированные слова принадлежат таки шпиону?.. Он высмеивает шпионские штампы, чтобы подчеркнуть, что он-то не такой. И такого даже не читает. А на самом-то деле... (Возможно, про себя хихикает, что сочинитель не имел ни малейшего представления о _настоящих шпионах_, но это уже психологизм, которого персонажам "Тайны двойного удара" не то чтобы отведено.)

@музыка: Ниэннах - Ночной разговор

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Фантастика, Детективы, Советская литература, Шпионское, Альтшуллер, Альтов, Фелицын

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Пока я жду малотиражный сборник А.Шебалов, продолжим читать не менее (наверное) малотиражный сборник «Снаряд инженера Попова» (где бы я еще такую экзотику нашла…).

Источником сегодняшней повести является газета «Комсомолец Кубани» за 1967 год. М.Карачёва, Е.Карачёв, «Робот Леонида». Фантастика.

Начинается действие «на Западе» (в смысле что действующие лица — не советские люди), в районе подводного бурения мантии Земли, где происходят таинственные неполадки - «гибель двух гидронавтов, взрывы на скутерах, исчезновение робота». Двое акванавтов ищут робота (но не преуспевают), потом один из них в нарушение инструкции решает опробовать глубоководный гидрокостюм, робота находит, но у него практически заканчивается дыхательная смесь, в результате чего «в шоковом состоянии, с признаками кессонной болезни и аноксии Донати был доставлен в ближайший декомпрессионный пункт вертолетом СНОГ. Его сопровождал Джон Меллон и только что прибывший на подводную станцию молодой индийский врач-аквалангист. Вскоре, захватив гидрокостюм и акваланг Лео, они отбыли в подводную лабораторию. Донати, тщательно осмотренный врачами декомпрессионного пункта, был срочно переправлен в Манильский госпиталь. Когда его жизни перестала угрожать опасность, неожиданно обнаружилось непонятное психическое расстройство, иногда Лео терял нить мысли, в памяти получались какие-то непонятные провалы, все чаще и чаще возникали вспышки буйного веселья. Тогда врачи госпиталя пригласили на консилиум знаменитого филиппинского психиатра — японца Хибати Мицубиси. Осмотрев и послушав Лео, Мицубиси, как бы жалеючи, слегка качнул круглой головой и, сверкая золотой оправой темных очков, предложил поместить пациента в свою частную психиатрическую лечебницу.» После лечения таинственные приключения продолжаются — появляются таинственные японцы-сектанты, влюбленные красавицы-японки, телепатическая связь, приемник и передатчик «желаний» (вызвать желание спать, есть, все такое), тетрадь с историей о самообучающемся человекоподобном роботе, рыбы-призраки, корабли-оборотни… Самообучающийся робот попадает в руки к военным США, создатель пытается его оттуда выцарапать, в результате самолет, на котором их транспортировали, терпит крушение, робот и создатель бесследно исчезают (остается только дневник). Не знаю насчет армии США, но вот японцы уверены, что робот уцелел, и жаждут его найти. В финале появляется и советский корабль (и советские спецслужбы), которые тоже заинтересованы в роботе и его разработчике. Обнаруживается, что тот, кто нам ранее был знаком как Лео Донати, - советский разведчик. Впрочем, намеки на это были и раньше — когда он то пел «Черные глаза», то видел во сне Москва-реку… Поиски робота и разработчика планируют продолжаться...

Собственно, интересно только появление советских спецслужб — без них было бы обычное обличение Запада (Японию приравняем к нему), точнее говоря, борьба с военщиной и все такое, сдобренное фантастическим триллером…

Гм, событий много, а сказать как-то и нечего…

Обращает на себя мое внимание упоминание «форта Брэгг» - где якобы готовят «зеленых беретов» (обращает потому, что в свое время я о нем узнала из «Джина Грина» (примерно того же периода книга), но так и не знаю, сколько в том упоминании правды). И упоминание форта «Периш» (интересно, он parish — приход, в смысле что церковный, или perish — погибать?). Дельфины, отгоняющие акул, - не то что дрессированные, с ними возможно общение. Тоже модная тема тех времен. Японец Хибати Мицубиси — интересно, возможны ли на самом деле такие имя-фамилия?.. «Мой друг Биль имел сестру Маргарет.» - неожиданный англицизм из дневника. Правда, скорее, авторская небрежность, потому что больше калек с английского там вроде незаметно...


@музыка: Последнее испытание - Спор Крисании и Короля-Жреца

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Фантастика, Детективы, Советская литература, Карачёва, Карачёв

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Неужели действительно В.Мильчаков, говоря про архив (напоминаю: "Меньшевики активно сотрудничали со всеми белыми правительствами Сибири. Когда они поняли, что навсегда сходят со сцены,— продолжал Сергей Романович,— а их самих ждут приговоры ревтрибуналов, тогда-то и была придумана эта подлая провокация. Они стали писать письма, похожие на доносы, и доносы, похожие на дружеские сообщения. В этих письмах и сообщениях речь шла о делах, уже раскрытых белой контрразведкой, о большевиках, уже расстрелянных. Но в этих сообщениях организаторами провалов назывались видные большевики-подпольщики, руководители партизан, не попавшие в руки белых, и даже коммунисты, работавшие вдали от фронта? Выглядело все это весьма правдоподобно, так как люди, писавшие кляузы, то есть меньшевики, хорошо знали тех, на кого клеветали. Знали их характер, привычки, слабости, даже домашний быт. Ведь когда-то они были в одной партии, может быть дружили, да и после раскола отдельные меньшевики не раз, признав для вида свои ошибки, возвращались в партию. В общем писали убедительно. Конечно, если бы разбираться стали сразу, то клевета была бы разоблачена. Так случилось в свое время и с клеветой на брата Данилу. Но организаторы провокаций учли и это. Нужно было время. Пройдут года, кое-кто умрет, кое-кто уедет за границу и разобраться будет трудно. Свидетеля не допросишь, клеветника с оклеветанным на очную ставку не сведешь. Чем дальше пролежат такие бумаги, тем достоверней они будут казаться. Вот такой «архив», видимо, и зарыт на Суземке вместе с золотом."), имел в виду, что он был пущен в ход в годы репрессий (как предположил Н.Калашников)?.. В принципе, год написания - 1968, культ личности разоблачен, так что всяко может быть...

@музыка: Хатуль - Дорожная

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Цитаты, СССР, Детективы, Советская литература, Мильчаков

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
В.Мильчаков, «Загадка 602-й версты» (1968)

Вятская (почти родные места...) глухомань (600 с лишним верст от Москвы — или Ленинграда?..), середина 1920-х (интересно, можно ли точнее установить время действия? Говорится, что «страна уже несколько лет жила мирной жизнью» - но сколько это, «несколько лет»? НЭП уже/еще действует. Еще упоминаются зажиточные/богатые мужики, но уже говорится, что это временно. Возможно, поможет образ главного врага и некоторых других персонажей; хотя, с очередной стороны, как знать: они характеризуют время написания или время действия?). Станция (довольно большая — если там останавливается скорый поезд; или в те времена начальник особого отдела на узловой станции мог остановить поезд, где надо ему, а не расписанию?), большой лесной склад и стратегически важный мост через речку Пижанку — реально существующую: «протекает по территории Яранского и Пижанского районов Кировской области»; правда, не соображу — Транссиб в тех краях идет или нет?.. («Рванет его какая-нибудь контра, и Москва на недельку будет отрезана от Владивостока»). Довольно населенный район — если на похороны (пусть очень интересные) приходит несколько тысяч человек. И охрана вышеупомянутых склада и моста. И банды. И таинственные убийства «руками гориллы». И поиски клада. И мистика (двойники) и борьба с ней (а также с религиозной пропагандой).

Любопытно, что один из персонажей — вполне положительный и не заблуждающийся — верит в мировую революцию. Когда там от этой идеи начали отходить?..

Интересно, что происхождение — еще не приговор: три брата из богатой семьи смогли выбрать разные дороги: кто ушел с Колчаком, кто пришел к большевикам… Сюда же, вероятно, и станционный служащий-белорус, придумавший себе аристократических предков (позже это было бы по меньшей степени неосмотрительно; да и тогда по меньшей мере рискованно: «Начали с придумывания аристократических предков, а кончили тем, что стали пособниками врагов. Да, да, не хватайтесь за голову, это именно так. Вы помогли Парфенову и его бандитам вначале оклеветать Данилу Романовича, а затем убить обоих Когутов и бойца охраны Старостина. Вы — соучастник бандитов, соучастник в убийстве советских людей.
— Я никого не убивал, честное слово, я никого и пальцем не трогал,— размазывая по лицу слезы, забыв про носовой платок, всхлипывал Кабелко.— Что я мог сделать? Он мне грозил. Он сказал, что никто ничего не узнает.
— Честные люди в таких случаях идут в ГПУ и все рассказывают. Но так делают честные люди,— Горин неумолимо жалил словами совершенно упавшего духом Кабелко.— А такие, как вы, соглашаются помогать преступникам, получают за это деньги и покупают себе «варшавские» кровати, дорогие лампы и прочую ерунду. Такие, как вы, думают, что советскую власть можно обмануть, скрыть преступление.»).

Еще любопытно, что основные враги, готовящие мятежи, диверсии и все такое, - не (бывшие) белогвардейцы, и даже не священники/верующие, а эсеры и меньшевики («Эсеры еще дозреть должны. Они к лету две бандгруппы сколачивают. Вот сколотят, проинструктируют, укажут, где оружие закопано, тогда и брать можно.»; «— Слух об этом подлом и грязном деле передается на ухо, и с глазу на глаз,— хмуро заговорил Сергей Романович.— Вряд ли до этого могло додуматься белое командование. Тут руку приложили или эсеры, или меньшевики. Вернее всего, пожалуй, меньшевики. Они всегда были специалистами на всякие подлости.
— Меньшевистская порода нам хорошо известна. Они еще и сейчас гадить пытаются,— подтвердил Могутченко.
— Меньшевики активно сотрудничали со всеми белыми правительствами Сибири. Когда они поняли, что навсегда сходят со сцены,— продолжал Сергей Романович,— а их самих ждут приговоры ревтрибуналов, тогда-то и была придумана эта подлая провокация. Они стали писать письма, похожие на доносы, и доносы, похожие на дружеские сообщения. В этих письмах и сообщениях речь шла о делах, уже раскрытых белой контрразведкой, о большевиках, уже расстрелянных. Но в этих сообщениях организаторами провалов назывались видные большевики-подпольщики, руководители партизан, не попавшие в руки белых, и даже коммунисты, работавшие вдали от фронта? Выглядело все это весьма правдоподобно, так как люди, писавшие кляузы, то есть меньшевики, хорошо знали тех, на кого клеветали. Знали их характер, привычки, слабости, даже домашний быт. Ведь когда-то они были в одной партии, может быть дружили, да и после раскола отдельные меньшевики не раз, признав для вида свои ошибки, возвращались в партию. В общем писали убедительно. Конечно, если бы разбираться стали сразу, то клевета была бы разоблачена. Так случилось в свое время и с клеветой на брата Данилу. Но организаторы провокаций учли и это. Нужно было время. Пройдут года, кое-кто умрет, кое-кто уедет за границу и разобраться будет трудно. Свидетеля не допросишь, клеветника с оклеветанным на очную ставку не сведешь. Чем дальше пролежат такие бумаги, тем достоверней они будут казаться. Вот такой «архив», видимо, и зарыт на Суземке вместе с золотом. Этот выродок,— кивнул Сергей Когут на сидевшего в углу Павла,— над созданием клеветнических материалов тоже немало поработал.»; «В ящиках, что на Суземке вместе с золотом закопаны, для вас трупный яд подготовлен! Провокация, говоришь, клевета!.. Не все так подумают, когда те бумаги увидят! Кое-кто и поверит в те бумаги! Кое-кому даже выгодно, чтоб народ в те бумаги поверил! Думаешь, за золотом я сюда пришел?! Ха!.. Шел, чтоб ту бумажную заразу на вольный свет пустить!»).

Классическое сравнение со зверем (куда ж без него… явно не сюда.): «Он озирался на всех, как затравленный, но не ждущий пощады зверь.»

Кстати же, характерно стремление не только обнаружить врага, не только его разоблачить, но и унизить. Что Кабелко и его «отца»-»графа», что Логунова, что «Миколая-угодника»… Впрочем, не скажу, что Мильчаков в этом одинок. Скорее наоборот, тех, кто к этому приему не прибегает, - явное меньшинство (мягко говоря).

Опять же — как справедливо замечает пойманный бандит, «только ведь тебе-то, дураку, от этого богатства пользы не будет.» И никому из «частных людей» пользы от того богатства не было — а только смерть. Ну, государству золото пригодилось, наверное… А вот что сделали с архивом?..

@музыка: Келли - Фуззи-Вуззи

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Цитаты, СССР, Детективы, Советская литература, Мильчаков

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И в завершение темы о книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"" - любопытный факт. Тот самый, который я приберегала напоследок.

Книга издана (и написана - тут никакого "лежания в столе") в конце 1980-х. Издана в 1989, точнее, ну и примерно тогда же написана.

Знай я этот факт до начала чтения - вряд ли бы рискнула читать (к перестроечной литературе я отношусь с некоторой опаской). А так - ведь нипочем не скажешь, правда? Классическая шпионская повесть годов так 1960-1970-х... Я старательно выискивала "приметы времени написания", но не нашла. А вы?..

@музыка: Энди - "Как на берегу огромной реки..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И еще о "Сейфе командира "Флинка"".

Любопытно, то, что в войну/сразу после нее немецкая дезинформация оказалась успешной (и Рындина сочли предателем, а "Федотова", соответственно, героем), и лишь где-то в 1960-1970-е годы удалось раскрыть правду (причем не столько благодаря показаниям шпионов, сколько "логически рассуждая", замечая неувязки предыдущей версии и т.д.), - не является ли осторожным таким намеком на э... "несовершенство правовой системы в период репрессий" и на значительное ее улучшение после разоблачения культа личности?..

@музыка: Легенда о принце - Графы

@настроение: испуганное

@темы: История, СССР, Детективы, Шпионское, Черносвитов, Книги, Советская литература

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Продолжим разговор о книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

Уже самый финал, уже раскрыты все тайны и разоблачены все враги, уже восстановлена справедливость. В сущности, это просто "герои повести несколько лет спустя".

Что можно сказать - все развиваются, повышают уровень образования и вообще живут как положено положительным героям (отрицательные же дополнительно наказаны забвением).

"Три мужика в доме — три неряхи и обжоры, а еще больница, флотилия, женсовет, лекции..."

Но в общем у всех все хорошо. И корабль именем Георгия Рындина назвали.

Любопытна только тема "малой родины". Не соображу что-то, как чаще было принято в советской литературе: "мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз", то есть легкость на подъем и переезд, или привязанность именно к "малой родине", когда трудно прижиться в другом месте?..

@музыка: Легенда о принце - Галерея

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Любопытно - немцев Баугис называет бошами. Всегда считала, что это франкоязычное обзывательство... Хотя вот Википедия говорит, что "из французского языка проникло в другие — русский, английский, португальский и т. д.". Не знаю, в русском как-то активно мне это не встречалось (я имею в виду литературу о Второй мировой войне).

Да и где Латвия с латышским языком, и где Франция... Есть у меня чувство, что "боши" (а не "фрицы", скажем) упомянуты для создания "иностранности", напоминания, что Баугис говорит не на русском языке.

@музыка: Руслан Бахматов - "Айвенго сменил доблесть на телевизор..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Продолжаем дочитывать книгу В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

Вот упоминание о научной дискуссии:

"Есть у нас в Геолкоме один крупный специалист. Ученый, мэтр!.. Он давно определил, что второго месторождения этого минерала у нас нет и быть не может. Так и считалось. А тут объявляется какой-то Михеев и нахально заявляет: есть! Ну ладно, разрешили мне экспедицию. Обшарил я всю Белоруссию, вернулся ни с чем. Ученый посмеивается: я же говорил!.. А я на своем стою: есть! Только поиск надо распространить на запад, а граница не пускает. Поиздевались надо мной: ловко, мол, вывернулся — и на том конец. А тут Латвия опять вошла в СССР! Я снова в драку. Добился! Приехал. И опять ни черта не нашел! Теперь все, крышка, больше не пошлют. А я убежден: есть минерал, есть, черт меня побери! Вот здесь где-то, рядышком!.."

Прав оказывается Михеев, но я не об этом. А о том, что, если бы не война, задержавшая, так сказать, известие об открытии нового месторождения и разработку оного (а заодно и убившая Михеева), да и как-то не до научных дискуссий стало, то как бы ее тема завершилась бы? Не оказался бы крупный специалист вредителем... Хотя вряд ли. Не потому что что, а потому что одно внелитературное обстоятельство, обсуждение которого я старательно приберегаю напоследок...

@музыка: Ангмариэль - Дорога на Дориат

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Цитаты, СССР, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Продолжаем выискивать разное интересное в книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

Вот, например, вхождение Латвии в состав СССР.

"О та, это таст польшой польза наш феликий страна!" - как и полагается положительному персонажу, Баугис сразу же и легко переходит на "мы" в отношении СССР, всячески его поддерживает, не сожалеет о независимости Латвии и все такое прочее...

И даже противники советского строя - как, например, все тот же Оскар-шпион - противники именно советского строя, они недовольны тем, что их раскулачили, но не тем, что Латвия утратила свою независимость...

@музыка: Алькор - "Джинн принимает форму кувшина..."

@настроение: испуганное

@темы: История, Книги, Цитаты, СССР, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вернемся наконец к книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

О, а вот и снова понимается адмирал Рындин, отец командира "Флинка". Я как-то уже говорила, что удивительно - у положительного героя такой отец.

Но тут мы узнаем, что адмирал тоже был на удивление положительным героем - помогал подчиненным, был, как и полагается порядочному человеку в советской литературе, "в контрах" с царским правительством", да и занимался не столько войной, сколько наукой, да и характеристика, данная им Баугису, о многом говорит...

"— Я в Кронштадт служил в китрокрафическом отряде атмирала Рындина, — свободно, но с сильным акцентом рассказывал латыш. — Слышаль такой? У неко сын гардемарин был... Ошень умный был атмираль и польшой туши человек. Царский министр, турак, прокнал его. Прощаясь с нами, атмираль коворил тем, кто уже выслужил: «Ну, пратцы, пока я еще в силе, просите, кому чеко нужно. Што моку, стелаю». И я пришел к нему и коворил так: «Ваше превосхотительство, госпотин атмираль. У меня тома нет, земли нет, скота нет, ротных нет, жены нет — ничеко нет. Явите милость, стелайте меня маячным служителем». И он сказал мне: «Я тепя снаю, унтер-офицер Ян Баугис. Слушил ты достойно: на морякоф не доносил, перет начальстфом не подличал, матроса ни расу не утарил, новобранца не обител. Быть тепе не служителем, а смотрителем маяка. Обещаю». И с тех пор я сдесь, на этом маяке..."

Интересно, какая мораль? Что и среди высшего офицерства в царской России были приличные люди, вот только правительство им досталось плохое?..

@музыка: Алькор - Десант ("Мы покидали этот мир...")

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вернемся наконец к книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

"Заметив корабль, разведчик сделал над ним круг, потом круто спикировал. Рындин приказал открыть огонь, и, лично командуя кормовой зениткой, Федотов первыми же снарядами, которых даже очередью не назовешь, заставил самолет нырнуть в море.

Стало совершенно ясно, что летчик просто физически ничего не успел сообщить своим, и Рындин по трансляции объявил благодарность расчету пушки и Федотову. Следом поздравили новичка-офицера и комендоров остальные моряки.

Сбив своего, Федотов жалости не ощутил. Чего не сделаешь ради собственного успеха! Досадно только, что основному делу это ничуть не способствует. Пока что..."

Этот момент, естественно, должен подчеркивать отсутствие нравственности у немецкого шпиона, но интересно даже не это. А то, как подобного - не спорю, скользкого - момента избегали авторы книг о _советских_ разведчиках среди нацистов. Насколько я помню (правда, с этим ответвлением шпионской литературы я знакома меньше, но что-то да читала) избегали вполне успешно. В сущности, я не помню, чтобы наш разведчик оказывался на фронте, где "контакт с неприятелем" неизбежен, - все больше в более или менее тыловых регионах. С одной стороны, это логично - на фронте, даже офицером, не то чтобы многое разведаешь (то есть многое, конечно, но не настолько, чтобы из за этого заморачиваться с внедрением; привет, кстати, шпиону из ""Мелкого" дела" того же В.Черносвитова), но с другой стороны - не ради ли того, чтобы избежать проблемы "стрельбы по своим"?..

@музыка: Алькор - Как кошка с собакой

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вернемся же наконец к книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

О. а вот и положительный прибалт (латыш?) - Ян Баугис. "Сумел сообщить, а точнее — намекнуть нам, что с начала войны является единственным человеком, знающим о сути чрезвычайно важного секрета и единственным хранителем его документации".

Это хорошо, а то дело происходит в Прибалтике, а единственным представителем прибалтов среди действующих лиц был шпион Оскар... Как-то подозрительно и нервно становилось.

@музыка: В.Петрова - Белое Древо

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Национальные и расовые проблемы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Продолжаем дочитывать книгу В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

О, а вот мелькнуло "личное название" "Флинка" - "027". Да, "Флинк" звучит лучше. Кстати, интересно, правда у немцев была такая серия кораблей? Быстро найти про нее ничего не смогла (разве что был такой _корабль_ - "Флинк").

Но любопытно не это, а биография командира оного "027". Точнее, его родители.

"Отец — сын адмирала — бывший мичман, служил в Петроградской чека, при ликвидации бандгруппы был тяжело ранен. По выздоровлении переведен в комендатуру Смольного, затем по болезни списан на пенсию и вскоре умер. Мама преподавала французский и немецкий языки."

Удивительно, что ему потом "чуждое происхождение" не припомнили, когда считали изменником. Или дед уже не в счет? Или отец "перевесил" деда (хотя спасти от обвинения в измене не смог)?



@музыка: Волки Мибу (Eileen, Арнакша) - "Все будет хорошо..."

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Кстати, в продолжение вчерашней темы. В краснофлотской книжке ведь и фотография должна быть...

А разведчики:

"Через пять минут «патрульные» как ни в чем не бывало шагали по бульвару к гавани. Уже с вещмешками.
— Покурим? — предложил матрос, кивнув на скамью.
Сели. Матрос стал рыться в мешках, офицер достал из кармана документы, полистал их.
— Так. Старший матрос Усаченко — кок и комендор... Старшина второй статьи Пучков — радист и... Радист — это нам подходяще. Ценный товарищ! Держи... Да погончики присобачь. А Усаченко спишем в героически пропавших без вести. — Щелкнул зажигалкой и поджег потрепанную краснофлотскую книжку комендора."

Интересно, как они проблему фотографий обходить собирались?..

Мы все еще о книге В.Черносвитова "Сейф командира "Флинка"".

@музыка: Волки Мибу (Enyd, Анарион, Никелина, Ame, Хельга Эн-Кенти) - Перед Икеда-я

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Цитаты, Детективы, Советская литература, Шпионское, Черносвитов