Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
14:35 

В.Иванов, "Возвращение Ибадуллы"

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Что случилось с маньяком-эвфемизатором?.. Не узнаю его! Все называет прямо, по опубликовании не переделывает (впрочем, может, о последнем я просто не знаю)...

С другой стороны, "Энергия подвластна нам" (за которую он и получил звание маньяка-эвфемизатора) - его первая книга. А "Возвращение Ибадуллы" - четвертая. (Еще есть "В карстовых пещерах", но я ее пока не читала.) Может, с эвфемизмами это был литературный эксперимент...

В романе две линии. Или даже три. Первую я бы даже приключенческой не назвала - эмигрант, вывезенный из Узбекистана (или как его тогда называли) ребенком, возвращается на родину, а та за отчетный период стала советской. (Интересно, что возвращается не с Запада, а с Юга, из Афганистана). Вливается в жизнь дружной семьи советских народов и все такое. Вторая - разоблачает англоамериканскую военщину (уже зеваете? правильно. Я тоже) и рассказывает о борьбе угнетенных народных масс Востока (в количестве человек так 5. Или 6) с нею. Третья - собственно шпионская, про то, как вышеупомянутая военщина в трогательном согласии с феодально-буржуазными воротилами (знаю, что это неправильно, но что я могу сделать, если это именно они?) засылает в СССР диверсантов (видимо, шпионов хватает; с другой стороны, из засылаемых сделать _шпионов_ - задача сложная до нерешаемости).

Ну и, опять же, тема орошения пустынь, "русский слон - лучший друг и старший брат узбекского слона", вот это вот все. Но... Ладно, с русским геологом я готова смириться, к тому же есть "противовес" в виде Фатимы, "освобожденной женщины Востока", тоже геолога (хотя и подчиненной Ефимову). Спишем это на нормы того времени (мол, национальная интеллигенция - это хорошо и замечательно, но не забывайте, кто старший брат), благо что аналогичные моменты и в других книгах попадались. Дружная семья советских народов - так это просто замечательно. Но понимаете, ксенофобия-то никуда не девается. Она просто чуть-чуть подвигается. ОК, не будем ненавидеть узбеков, ведь они теперь такие же советские, как мы, русские. Будем совместно с узбеками ненавидеть американцев, англичан и мусульман (именно так!). Не буржуев, не империалистов, не тех, кто использует веру ради неблаговидных целей, - а всех американцев и т.д. оптом. Потому что "противовеса"-то нет. Нет ни одного положительного мусульманина (бывшие мусульмане, от ислама отошедшие, не в счет), ни одного положительного англичанина или американца, ни одного положительного их поступка... Максимум - кого-то можно пожалеть, но этак снисходительно: мол, сам виноват (это я о том военном инженере) или да, не повезло, в отсталой семье родился (а это я о диверсантах). И да, ислам и эмирское прошлое мы тоже будем дружно ненавидеть. Еще больше, пожалуй, чем шпионов с диверсантами - его даже пожалеть не получится.

В общем, читать с большой осторожностью.

Забавно: диверсанты убили одного из уважаемых людей (хоть чего-то добились, странно). Но показана бессмысленность этого: ну убили, ну жаль, конечно, но глобально-то ничего не изменилось... "Хорошие диверсанты" (угнетенный народ Востока) разрушили тайную американскую авиабазу (как именно и возможно ли это вообще сделать таким способом, я не очень поняла) - но тут-то, естественно, вопроса об осмысленности этого не ставится...

И знаете, меня глобально испортил гуманизм. Гнилой и мелкобуржуазный. Финал меня напряг еще больше, чем все эти рассуждения об исламе и т.д., а это нелегко. Понимаете, когда шпиона ловят сотрудники контрразведки - это "честно". Каждый выполняет свою работу. Схватка один на один, как в "По следу" - тоже честно. Но когда диверсанта ловят "всем миром", гонятся за ним (причем не "спонтанно" - "ой, на меня бежит диверсант, лови!", а обдуманно - "он диверсант, будем его ловить") - это, конечно, с одной стороны, очень поучительно с идеологической точки зрения, а с другой - "и началась самая увлекательная из охот, охота на человека". Но хоть один решил не сдаваться, это радует.

P.S. Кажется, я знаю, кто и что ответит на этот пост, и знаю, что именно будет вычленено из всего довольно сумбурного поста.

P.P.S. Из обзора на "Фантлабе: "Очевидно, будущего читателя все-таки нужно предупредить, что государство, которое незаметно для Ибадуллы прощает ему незаконное проникновение на свою территорию — фантастический элемент, сознательно (см. там же) введенный автором." (См. там же - это в "Златой цепи времен", но я пока там не нашла.)

@музыка: Фирнвен - Последний шаг

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Иванов, Детективы, Национальные и расовые проблемы, Советская литература, Шпионское

14:58 

В.Иванов, "По следу"

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
История о противостоянии советского человека-одиночки группе диверсантов (один - иностранец или "перемещенное лицо", но второе менее вероятно, что характерно, его "государственная принадлежность" не указывается, но явно что-то англоязычное, скорее всего, США; другой - сотрудничал с немцами, был "перемещенным лицом", потом заброшен в СССР, третий - уголовник, фронта избежал самострелом, четвертый - крымчак, "из высланных за связь с немцами", пятый - "из бывших богатых").

"Советский народ" вступает в действие, в сущности, когда все уже почти закончено (и признаюсь честно: я _очень_ хотела, чтобы Клебановский, тот, который когда-то сотрудничал с немцами, сумел уйти, он ведь практически безопасен, если бы ему удалось затеряться - так бы и жил себе тихо, незаметно и даже законопослушно, он ведь и хотел этого, и стремился к). И мне, человеку, сильно испорченному псевдогуманизмом и всем таким, почему-то вспомнилось: "И началась самая увлекательная из охот - охота на человека". Впрочем, тут это еще не так заметно, вот в "Возвращении Ибадуллы..."

Так чего же хотели диверсанты в местности, где есть и железная дорога, и какие-то ирригационные сооружения (1952 год - это ж самое обводнение степей и разговоры о повороте сибирских рек, так ведь?). Они хотели распространить саранчу. (Наш маньяк-эвфемизатор, оказывается, еще и маньяк-вариатор, ну да таких-то было много: он позже, несколько раз переработал повесть, и у меня самый сокращенный вариант. На Фантлабе пишут: "Ух ты! Оказывается, Валентин Иванов сперва свой роман «По следу» отдал в журнал «Знание-сила«! И тут полезли загадки: насколько известно, журнальная публикация в библиографиях не приравнивается к книжной, а считается отдельно. Таким образом получается интересная картина, в 1952 году роман печатается в журнале, в том же году выходит первое книжное издание, в 1954 — второе, в 1958 третье, в 1989 — четвертое. Совсем недавно мне посчастливилось добыть издание 54 года, и я с удивлением понял, что роман от издания к изданию менялся текстуально! В 1954 году на титульном листе так прямо и указано — «Переработанное издание». В нем пять частей, по набору героев и двум сюжетным линиям — советской и зарубежной, оно похоже на журнальную публикацию, но значительно полнее, то, что напечатано в журнале — едва составит треть от книжного варианта по объему. В 1958 году выходит новое, радикально переработанное — всего из двух частей, без зарубежной ветви сюжета, но добавлен шпионский «пролог», и изменены многие внутрисюжетные обстоятельства, типа один из бандитов любит живопись и собирает копии известных картин, описания действий героев и пейзажи сделаны немного по-другому, в целом, роман «усох» по объему примерно на четверть от 1954 года. (То есть полный вариант романа в Сети отсутствует до сих пор). И вот тут зреет вопрос: насколько самое первое книжное издание 1952 года отличалось от журнального варианта и от последующего, 1954 года? Я нигде в Сети не встречал ни фото обложки, ни текстов, ни объявлений о продаже, грешным делом думал что оно тождественно 54-му году, но публикация годовой подшивки «З-С» 1952 года добавила здесь интриги!" В одной из редакций была "зарубежная линия" про выведение этой самой суперсаранчи, но, к сожалению, этого варианта я пока не нашла. Говорят, именно в этой части маньяк-эвфемизатор заодно оторвался: в остальных-то отрываться было особо не на чем.). Но были жестоко обломаны простым советским человеком. Правда, традиционно, можно сказать, что были жестоко обломаны сами собой: ну не стали бы они стрелять по Алонову, так бы и разошлись тихо и мирно. Правда, с другой стороны, ну сколько кубышек саранчи в рюкзаке способен унести человек? Будем брать по максимуму. С третьей стороны, если выведутся _все_ зародыши... С четвертой - а как 5 полных рюкзаков попали в СССР? Это тоже интересно! С собой главный диверсант их протащить не мог. С пятой стороны - вызывает подозрения цитата: "Живой саранчи Алонов никогда не видел: в Советском Союзе ее давно не было. Но для старой России, особенно для ее окраин, хищное насекомое было постоянной угрозой. Ныне же советские энтомологи старались помочь странам Азии избавиться от саранчи. [...] У нас саранча забылась. Она перестает быть даже преданием. Редкий человек видел ее своими глазами, и ее не знают советские земледельцы. Саранча стала предметом чуть ли не исторической энтомологии и упоминается по привычке в поговорках, как побежденные холера, чума или черная оспа.". Я готова допустить, что не было массовых вылетов саранчи - но чтобы ее не было как класса, как вида насекомых?.. С очередной стороны - интересно, удалось ли сделать так, чтобы та суперсаранча сразу была именно _мигрирующей_ саранчой, а не безобидной ее разновидностью? Впрочем, если верить Интернету, для превращения в мигрирующую ей нужна высокая плотность популяции, что закладка и обеспечивала.

Народ утверждает, что тема биологической войны - это новое. Ну, для тех времен. Если так, то это хорошо, потому что образы диверсантов достаточно стандартны (хотя насчет Клебановского можно и поспорить). Как и их последующая судьба (хорошо, что о ней сказано всего одной фразой: "Сами бандиты указывали места"). Эх, ну вот бы хоть кто-нибудь держался бы до конца, или хотя бы сумел покончить жизнь самоубийством... Но это было бы вразрез с основным Концептом такого рода литературы: чужаки здесь не могут _ничего_. Зато тема такого вот противостояния для советской шпионской литературы, кажется, оригинальна.

Забавна тема вреда пьянства: если бы Клебановский не "набрался" в ожидании поезда, проводница бы на него не обратила внимания? Ибо сказано: "Пьяные пассажиры возбуждают естественную антипатию и брезгливой женщины, и человека, ответственного за порядок в вагоне.
– А ну-ка, покажи мне его, – предложила напарница, наспех закрутив косу.
Обе они очень не жаловали пьяниц. Может быть, именно поэтому физиономия с разинутым ртом и растрепанными усами возбудила подозрения и у второй проводницы."

Это опять же к теме, что все гадости, в сущности, антагонисты делают себе сугубо сами. "И так 16 раз", да.

В общем, подводя итоги: история противостояния как такового любопытна (и характерно, что выслеживает диверсантов охотник - как животных, это к вопросу о некоторых штампах). Тема с саранчой вызывает некоторые вопросы, но, опять же, не факт, что можно написать шпионскую повесть, не вызывающую вопросов со стороны специалистов. Тема вариантов вызывает желание горько возрыдать. Но вообще, я тут подумала - хорошо, что нет истории саранчи, всяких там генералов и проч. Это был бы уже перебор.

Ну вот, уже одна польза от этого произведения найдена: я пошла рыться в Интернете про саранчу и ее виды (если кто расскажет простым языком - буду признательна).

P.S. В.Иванов известен своими... _уязвимыми_ с определенной точки зрения произведениями. Здесь такого, пожалуй, не замечено, если а) не докапываться до столба и б) делать скидку на время написания.

P.P.S. Извечный вопрос: это фантастика или нет?.. Мастерским произволом решаем, что фантастика.

@музыка: Фирнвен - Баллада о Яром Пламени

@настроение: испуганное

@темы: Детективы, Книги, Иванов, Фантастика, Советская литература, Шпионское

12:32 

И вот уже треть!

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Вышел 11 том Полного Собрания Сочинений Стругацких. Всего там планируется 33 тома.

С другой стороны, могут быть еще и дополнительные. С третьей - пока, увы, только в электронном виде, все тома, но надежда на бумажную версию еще не потеряна.

Итак, вот здесь - litgraf.com/detail.html?e=1&book=1011 - можно купить 11 том. 6 долларов или 400 рублей.

За эти деньги вы получите: легендарный в свое время роман "Гадкие лебеди" (а также историю его написания, варианты, наброски и т.д.), публицистику (в т.ч. до сих пор не публиковавшуюся) и - традиционно - интересные комментарии, редкие фотографии.

Причем обратите внимание: переписки в этом томе нет. Потому что 1967 год был настолько плодотворным, что результаты его в один том не влезли. Пришлось делать два полутома. Переписка и дневники за 1967 год будут в 12 томе.

(Почему бы не сделать все в одном томе? Ведь файлу все равно? Потому, что еще жива вышеупомянутая надежда на бумажную версию.)

Приятного чтения!

@музыка: Фирнвен - Касыда отчаяния

@настроение: испуганное

@темы: Фантастика, Стругацкие, Ссылки, Книги

06:47 

Ну а сегодня - среда!

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И очередная фотография. Цветущий американский клен.

Вот цветет он красиво, что да, то да.


@музыка: Фирнвен - "Когда вернусь..."

@настроение: испуганное

@темы: Фотографии, Растения, Местное, Картинки

10:59 

А это гусиный лук...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Опять же, кажется. Но он не возражает.



Но вообще в наших краях с первоцветами не очень...

@музыка: Фирнвен - "Надежда канет на дно..."

@настроение: испуганное

@темы: Местное, Картинки, Фотографии, Растения

05:53 

По техническим причинам...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Пост-по-воскресеньям опять стал постом-в-понедельник.

Но книга никуда не делась. И сегодня с нами издание немецкое.



Это обложка.

читать дальше

И это:

Strugazki A. Ein Roboter bricht aus / Strugazki A., Strugazki B.; Aus dem Russ. von E.Einhorn // Strugazki A., Strugazki B. Ein Roboter bricht aus; Firsow W. Meuterei auf dem Mond / Ill. H.Raede. - Berlin: Verlag kultur und fortschritt, 1969. - (Krimi. Abenteuer. Phantastik. 79). - S.3-26. - Нем. яз. - Загл. ориг.: Спонтанный рефлекс.

А вот о переводе я ничего сказать не могу, поскольку с именами там изощряться было негде, а немецкого я не знаю...

@музыка: Фирнвен - Я умерла

@настроение: испуганное

@темы: Книги, Библиофильское, Библиография, Фантастика, Стругацкие, Картинки

14:50 

6 ноября...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Годовщина смерти бабушки. Екатерины Израилевны Герман. Уже 22 года... Но нам ее по-прежнему не хватает.

Ну и фотография - еще, наверное, и не бабушки даже.



А фотографировал, наверное, дедушка...

@музыка: Фирнвен и Марта - Таис

@настроение: испуганное

@темы: Воспоминания, Картинки, Родные, Фотографии

12:09 

И еще раз чистяк

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Или все-таки не чистяк?..


@музыка: Финрод-зонг - Поединок Лютиэн и Саурона

@настроение: испуганное

@темы: Фотографии, Растения, Местное, Картинки

12:48 

А это уже первоцветы.

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Кажется, чистяк, он же Калужница Гипотетическая, он же Ну Не Купальница Ж!..


@музыка: Финрод-зонг - Поединок Финрода с Сауроном

@настроение: испуганное

@темы: Фотографии, Растения, Местное, Картинки

07:53 

И мы, наконец, завершаем тему вербы...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!


Зато я теперь точно знаю, что фотографии цветущей вербы у меня есть, и лезть в болото не надо...

@музыка: Финрод-зонг - Второй дуэт Мелиан и Тингола

@настроение: испуганное

@темы: Фотографии, Растения, Местное, Картинки

16:23 

И опять верба...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И береза.


@музыка: Финрод-зонг - Первая ария Финрода

@настроение: испуганное

@темы: Картинки, Местное, Растения, Фотографии

09:10 

А вот сегодня...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
...пожелайте, пожалуйста, Ка-Мыши удачи. Не исключено, что она понадобится...

@музыка: Финрод-зонг - Первый дуэт феанорингов

@настроение: испуганное

@темы: Проблемы, Родные

12:52 

А это опять верба.

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И немного березы.


@музыка: Филигон - Наши дети

@настроение: испуганное

@темы: Картинки, Местное, Растения, Фотографии

03:57 

И по сложившейся традиции, в воскресенье...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
...очередное издание. Опять не очень интересное.



Это обложка.

читать дальше

Итак, с нами:

Стругацкий А. Полдень. XXII век: [Фантаст. роман] / Стругацкий А., Стругацкий Б.; Серийное оформление А.Кудрявцева; Художник А.Дубовик, [Ф. Гамбино]; Компьютерный дизайн С.Шумилина. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.:Terra Fantastica, 2009. - 346,[6] стр. - ([Собрание сочинений. Отдельные произведения]). - ISBN 978-5-17-058203-7, 978-5-403-00611-8, 978-5-7921-0780-9, 978-985-16-6777-8. - 5.000 экз. - Подп. в печ. 22.01.09. - Зак. 234.

Что можно об издании сказать? Текст стандартный восстановленный (на уровне 2009 года), хотя почему (с) помечено 1961 годом, я не знаю. Только вот несколько страниц текста - начиная с истории про Петра Петровича и до конца - отсутствуют. Обложка стандартная загадочная.

@музыка: Филигон - "Ехал грека через реку..."

@настроение: испуганное

@темы: Фантастика, Стругацкие, Книги, Картинки, Библиофильское, Библиография

05:47 

А это, представляете, не верба!

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
29.10.

Сабж. Это береза. Но тоже цветущая.


@музыка: Филигон - Похороны

@настроение: испуганное

@темы: Картинки, Местное, Растения, Фотографии

19:05 

Завтра...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
...у Соловецкого Камня (что на Лубянке) будет так называемое "Возвращение Имен".

Будут зачитывать списки расстрелянных в годы большого террора в Москве и области. С десяти утра до десяти вечера. В смысле что не кто-то один зачитывает, а пришедшие, каждому по имени...

Я, как обычно, в нерешительности. С одной стороны, надо. С другой стороны - холодно (а очередь может быть длинной) и лениво. Но ведь надо же.

@музыка: Филигон - Крысолов

@настроение: испуганное

@темы: История, Местное, СССР

14:02 

Начинаем подготовку к Зиланту...

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
А потому с вами - опять фотография вербы и берез.


@музыка: Феалинде - "Нам казалось..."

@настроение: испуганное

@темы: Фотографии, Картинки, Местное, Растения

16:02 

И опять среда

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
И с нами все еще та верба. И березы.



P.S. Скажите, а у вас в альбомах ЖЖ все в порядке? А то у меня не получается переименовывать картинки и переносить их из альбома в альбом. Попробовала Гуглохром и Мозиллу.

@музыка: Феалинде - Тоска

@настроение: испуганное

@темы: Картинки, Местное, Растения, Фотографии

01:58 

Узнать сразу или подождать?..

Алла Кузнецова, Молчаливый Глюк. Я не со зла, я по маразму!
Тут Ка-Мыши надо будет идти ко врачу. Который может Сказать. Может, конечно, и не Сказать, и сказать, что ничего непонятно, обследуйтесь еще раз... Но и Сказать может.

И вот вопрос: идти ли с ней, чтобы узнать сразу, Если Что, или остаться дома и Узнать на полтора-два часа позже?..

Может быть, Мыши нужнее, чтобы сразу кто-то был рядом...

@музыка: Феалинде - Маглору

@настроение: испуганное

@темы: Личное, Медицина, Родные

Моя семья и другие звери. Книги, куклы и родственники

главная